«Хальмг» – значит «отделившийся»: продвигать калмыцкую культуру в регионе помогает «ступа просветления»

реклама

Вернуть забытые имена

— Геннадий Михайлович, когда и с какой целью был создан Союз?

— Наша организация учреждена в 1997 году – спустя 40 лет после воссоздания Калмыкии сначала как автономной области в составе Ставропольского края, а затем и республики. Восстановление потребовало строительства предприятий и жилых домов, а потому и рабочих рук. Поехали помогать жители разных республик, активно откликнулись сталинградцы. Отсюда на стройки шли поезда с железобетоном, кирпичом, лесом, металлом. Приезжие специалисты строили дома, преподавали в школах и вузах, лечили, открывали транспортные предприятия… После распада СССР дружеские связи удалось сохранить.
В составе организации — люди, которые когда-то по зову сердца поехали восстанавливать республику, люди разных национальностей: русские, армяне, украинцы, дагестанцы, азербайджанцы, евреи, литовцы, и, конечно, калмыки.

— А много ли калмыков живёт в нашем регионе?
-Около полутора тысяч. Это немного. В соседней, Астраханской области их более 7 тысяч.
— Правда ли, что история калмыков в Нижнем Поволжье начинается во времена татаро-монгольского ига?
-Точнее, с 1609 года, когда царь Василий Шуйский подписал грамоту о добровольном вхождении этого народа в российское государство. Само название «калмык» или «хальмг» означает в переводе с тюркского «отбившийся, отделившийся». В 15-16 веках целые племена западных монголов мигрировали из Азии на Нижнюю Волгу, здесь они стали торговать с местным населением. А российское правительство эти торговые отношения всячески поощряло. В итоге после подписания грамоты царь дал новым подданным поручение: охранять южные границы государства от набегов. Летучие отряды рассредоточились на территории от Астрахани до Екатеринослава — сегодняшнего Краснодара — и следили за тем, чтобы враг не приближался к границам.
-Какую работу проводит ваша организация?
-В сентябре 2015 года было подписано соглашение о взаимном сотрудничестве между Волгоградом и Элистой, в его рамках проводится немало мероприятий в области науки, культуры, спорта, образования. Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию, возвращению забытых имён. В частности, одна из улиц в Волгограде названа именем защитника Дома Павлова Гаря Хохолова. Когда-то военная цензура вычеркнула имя героя из списка солдат, представленных к награде. Лишь несколько лет назад на мемориальной доске, установленной на стене Дома Павлова, появилась фамилия Хохолова.

— Наверняка, Калмыкия стала родиной и других героев…

— На уроках мужества, патриотических мероприятиях члены Союза рассказывают о подвиге Гаря Хохолова, о капитане подводной лодки «Курск» Геннадии Лячине — он уроженец Сарпинского района республики Калмыкия. Ещё одно имя в истории — Николай Санджиров, уроженец посёлка Цаган-Нур Дубовского района, воевавший на фронтах Великой Отечественной и в 23 года ставший героем Советского Союза. Несколько лет назад в Дубовке была установлена мемориальная доска в его честь.

Чай с мускатом и борцоки

-Вы много лет трудились в Калмыкии. Наверное, и национальную кухню оценили?
-Конечно! Ни одна трапеза не обходится без калмыцкого плиточного чая. Готовят его по особому рецепту, заправляя молоком и мускатным орехом. Прежде добавляли ещё и бараний жир, но теперь от этого отказались. Очень давняя традиция – печь борцоки из муки и кислого молока. Борцоки бывают разной формы – это зависит от того, что хотят пожелать гостю. Бублик символизирует цикличность жизни, хлебный шарик — пожелание счастья, птица — символ благополучия. Национальный калмыцкий суп махан готовится на бараньем бульоне. Прежде калмыки не рубили мясо топором, разделывали по суставам и варили, причём не подсаливая. Калмыцкая кухня — это вкусно и сытно.
— Сохранились ли обычаи отмечать национальные праздники?
— Да. Самые известные – Цаган Сар – праздник весны и Зул, праздник миллиона лампад. Их отмечают в семейном кругу или идут в гости к друзьям. Принято накрывать стол и угощать всех знакомых и соседей. До наших дней сохранился обычай праздника зул: из теста делают две лодочки, в которые устанавливают фитили по числу лет на каждого члена семьи, пропитывают топлёным маслом, а вечером поджигают. Пока они горят, члены семьи ходят по кругу и читают молитву. После этого они садятся за праздничный стол и зажигают лампады. Обряды, особенно церковные, стараются соблюдать.
— В новостях сообщали, что в Волгоград привезли ступу из Элисты. Что это такое и где она находится?
— Ступа Просветления — архитектурное сооружение, которое, согласно обрядам, заполняется свитками с мантрами, символами здоровья и процветания. Есть поверье, что буддийские ступы благотворно влияют на здоровье, помогают сохранить мир и гармонию. Этим летом в Центральном парке Волгограда была установлена Ступа просветления, она посвящена памяти погибших в войну, а также счастью всех жителей региона. Там же, в парке, находится буддийский центр.
Это не единственное подобное сооружение в регионе. В 2010 году в селе Солянка Светлоярского района, где до революции находилось имение калмыцкого князя Тундутова, также была открыта Ступа. Её построили на средства меценатов, в том числе – потомков князя. Место для установки выбрано таким образом, что ступу видят все, кто едет по федеральной трассе. А ведь даже взгляд на это священное сооружение дарит людям радость и мир в душе.

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru