Воспитанники Волжского дома-интерната стали участниками региональной программы инклюзивного образования инвалидов, которая действует в Волгоградской области уже третий год. Специально разработанный двухлетний образовательный проект уже завершили первые девять выпускников из Волжского, Иловатского, Суровикинского и Нижнедобринского домов-интернатов.
Строить собственное будущее
В этом учебном году к инклюзивному образовательному проекту подключились новые подопечные Волжского психоневрологического интерната. Осваивать школьные знания будут 5 инвалидов возрастом от 29 до 45 лет. Они зачислены в 8 класс коррекционной школы и с удовольствием посещают уроки письма, математики, чтения, географии, биологии и истории. Все эти предметы пригодятся им и для расширения кругозора, и в обычной жизни. Сами занятия проходят в дистанционном формате по адаптированной программе.
— Не все инвалиды с ментальными нарушениями способны к обучению, поэтому сначала проводится тестирование — специалисты, педагоги психиатры оценивают их возможности, – рассказала заведующая отделением учебного (тренировочного) сопровождаемого проживания Волжского психоневрологического интерната Ольга Заикина. – В соответствии с уровнем знаний каждого подбирается адаптированная программа. У нас в отделении есть специальный класс с компьютерами и другим учебным оборудованием. В нем как раз и проводятся занятия в обязательном сопровождении тьютора. Это тот человек, который на протяжении всего курса обучения помогает молодым инвалидам получать знания, делать домашние задания и работать на уроках.
Есть, конечно, индивидуальные барьеры, например, страх перед камерой и чужими людьми. Но психологи и специалисты по социальной работе помогают нашим «школьникам» перебороть эту реакцию, и активно включиться в работу.
У всех ребят боевой настрой, они готовы осваивать знания, у каждого из них есть желание развиваться дальше, — говорят о своих учениках в Волжском психоневрологическом интернате. Чтобы создать им такое настроение, с началом нового учебного года их поздравил коллектив учреждения. А после торжественной «линейки» новоиспеченные школьники отправились отмечать День знаний в городской парк.
— Также как и обычным людям, инвалидам с ментальными нарушениями, важно чувствовать себя нужными и востребованными в обществе. – говорит Ольга Заикина. – Программа адаптированного инклюзивного образования, как раз и помогает решать эти вопросы. Помимо обучения у особенных людей есть потребность в трудоустройстве. А полученное образование позволит им не только выполнять какую-либо элементарную работу, но и расти дальше, повышать свой индивидуальный уровень и формировать собственное будущее.
Когда работа — счастье
К региональной программе инклюзивного образования Волжский психоневрологический интернат подключился в 2021 году. Два его воспитанника уже получили документы о специальном образовании. И этот опыт стал успешным. Одна из выпускниц курса Мария Шаталова не остановилась на достигнутом. В профессиональном училище она дополнительно прошла обучение по инклюзивной программе для людей с ограниченными возможностями здоровья и получила специальность «швея».
— Мария долгое время работала у нас в интернате — делала уборку помещений. А сейчас у нее появилась возможность работать в ателье, которое обслуживает инвалидов, — добавила Ольга Заикина. – В сопровождении тьютора Маша выполняет швейные операции, и, по отзывам, очень хорошо справляется со своими обязанностями. Кстати, наша воспитанница всегда использует любую возможность поучаствовать в социальной жизни общества, с удовольствием поддерживает разные акции. Когда она пришла и сказала, что ее берут на работу, то по-настоящему светилась счастьем.
Цифра
33 368 студентов с инвалидностью и ограниченными возможностям здоровья в 2022 году прошли обучение в российских вузах, из них около 170 человек с психическими нарушениями. Среди данной группы студентов наибольшей популярностью пользуются такие направления подготовки как дизайн, прикладная информатика, программная инженерия, информатика и вычислительная техника.
Факт
По федеральному стандарту инклюзивное образование является обязательной частью образовательной системы России. В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который был принят в 2008 году, закреплено право каждого ребенка на обучение в инклюзивной среде, а также проведение индивидуальной коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Важно
Основные принципы инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
- Каждый человек способен чувствовать и думать
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
- Все люди нуждаются друг в друге
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человек
Публикация подготовлена в рамках проекта «Общество равных возможностей»
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru