В октябре 1984 года в Волжском состоялось торжественное открытие памятника Ленину. Оно было приурочено к 30-летию города. Оказывается, у монумента своя история, достаточно драматичная, – её и рассказывает сегодня «Волжская правда».
Площадь есть, а памятника нет
На днях в редакцию позвонила наша постоянная читательница Валентина Ивановна Тихонова с неожиданным вопросом: «А вы знаете, как проходила установка памятника Ленину? Мой муж, Анатолий Яковлевич Тихонов, тогда работал начальником участка в Волжском монтажном управлении треста «Нефтезаводмонтаж». В восьмидесятые годы в семье много говорили о задании, полученном его бригадой. Так что я прекрасно помню, как это было».
…А было так: 17 июня 1981 года центральная площадь города была названа именем Владимира Ильича Ленина – с такой инициативой выступил трудовой коллектив завода ГПЗ-15.
А раз есть площадь Ленина, нужен и памятник вождю мирового пролетариата –рассудили городские власти.
Выполнять заказ должны были москвичи, лауреат Ленинской премии, скульптор Александр Тюренков и заслуженный архитектор РСФСР, лауреат Государственных премий СССР Евгений Кутырев.
Оба они ответственно отнеслись к работе: специально приехали в Волжский, чтобы осмотреть место будущей установки монумента. Так родилась концепция: с высоты постамента Ленин словно обводит рукой необъятные степные дали, приглашая волжан и гостей города полюбоваться великолепным видом.
Памятник сделали, привезли в Волжский. Видимо, планировали установить к какой-то памятной дате, но положили на базу УПДК (управления транспорта и дорожных коммуникаций) и… почему-то забыли о нём на несколько лет.
…Осенью 1984 года на базу с проверкой нагрянула городская комиссия. И внезапно, проверяя наличие и отсутствие того или иного имущества, наткнулась на бронзовую фигуру вождя мирового пролетариата.
-Это что? – грозно спросили представители комиссии. – Ленин? А почему он лежит, а не стоит в центре города, как положено?
Завбазой, пожав плечами, ответил, что его дело – сохранность материальных ценностей, а не установка. «Привезли, положили – вот и лежит в целости, как положено».
Члены комиссии дружно зачесали в затылках. Дело усугублялось тем, что в ближайшее время в город должны были прибыть высокие гости во главе с первым заместителем председателя Совета министров СССР Николаем Тихоновым. Так что памятник следовало установить в срочном порядке.
Поручили это ответственное дело лучшей бригаде Волжского монтажного управления треста «Нефтезаводмонтаж» во главе с Анатолием Тихоновым.
Колбаса из спецпайка и ведро картошки
-Муж говорил, что работы проводили в атмосфере строжайшей секретности, — вспоминает Валентина Ивановна. – На площади выбрали место для памятника, окружили его высоченным забором. На стройплощадке нередко присутствовали прокурор города, начальник УВД, ежедневно приезжало руководство города, интересуясь тем, как идёт процесс установки . Курировал работу второй секретарь горкома КПСС Александр Кудрявцев, отвечавший за идеологию.
Работала бригада в течение нескольких недель исключительно по ночам – чтобы, если вдруг случится какое-то ЧП, в городе не распространялись нездоровые слухи и сплетни.
-Муж уходил из дома в восемь вечера, возвращался в восемь утра, уставший, — говорит Валентина Ивановна. – Жили мы недалеко от площади, на улице Советской. И потому я взяла на себя обязанность кормить бригаду ужинами. По вечерам варила ведро картошки, брала банку солёных огурцов и шла на стройплощадку. А колбасу ребятам выдавали в горкомовской столовой.
ЧП на стройплощадке
С установкой девятиметрового гранитного постамента сложностей не возникло. Чего нельзя сказать о семиметровом бронзовом памятнике. Оказывается, был он не цельнолитым, а состоял из отдельных частей, как конструктор «лего».
Сначала нужно было прикрутить с помощью огромных болтов и гаек ботинки Ленина к постаменту. Затем приварили к туловищу бронзовую руку. Работали так, чтобы не было видно ни стыков, ни швов от сварки.
ЧП случилось, когда работа уже подходила к концу. То ли заводские рабочие допустили ошибку, то ли что-то случилось со статуей во время хранения, но голова Ленина, посаженная на специальный штырь, не устанавливалась на своё место. Дошла до определённой точки, оставив зазор между плечами и шеей, — и ни с места.
Можно было бы поправить дело в несколько ударов кувалдой, но… Бить по голове Ленина, пусть даже и памятник, для людей советской эпохи казалось делом невозможным. И это не ирония. Для граждан СССР Ленин был символом великих свершений и мерилом нравственных ценностей. Значок с его портретом носили октябрята, а, подрастая, отвечали «Всегда готовы!» на призыв: «Пионеры, к борьбе за дело Ленина и коммунистической партии будьте готовы!».. Имя вождя звучало с трибун съездов и пленумов, его работы цитировали, его портреты украшали и кабинеты руководящих лиц, и школы, и учреждения культуры.
Так что рабочие бригады чувствовали огромную ответственность: а вдруг сделают что-то не так и повредят памятник окончательно?
И тогда за дело взялся бригадир. Для него соорудили специальные леса, взобравшись на которые, Анатолий Тихонов обмотал материей бронзовую голову и осторожно ударил по ней несколько раз кувалдой.
Голова встала на своё место, как влитая.
Принимая работу, проверяющие попросили подписать документ о том, что бригадир даёт гарантию: памятнику не потребуется ремонт в течение двадцати лет.
Анатолий Яковлевич подписал, но заметил, что монумент и пятьдесят лет простоит запросто. Это «особое мнение» чиновники внесли в отчёт о работе бригады.
Спецталоны в награду
Торжественное открытие памятника состоялось 21 октября 1984 года. И колонны демонстрантов 7 ноября шагали по площади, держа равнение на бронзового вождя.
За отличную работу, за выполнение ответственного поручения все члены бригады были награждены почётными грамотами. И ещё им выдали талоны, по которым можно было отовариться на базе Облпотребсоюза. В годы тотального дефицита это был царский подарок. Предлагалось выбрать бытовую технику: стиральную машинку, холодильник или цветной телевизор.
Семья Тихоновых приобрела стиральную машинку. Ещё Анатолий Яковлевич купил себе тулуп, а супруге – дублёнку и супермодные чехословацкие сапоги «Цебо».
Но самой главной своей наградой Анатолий Тихонов считал не материальные блага. «Я рад, что на главной площади города есть памятник Ленину, — говорил он. – И в этом есть частица моего труда».
Продолжение темы — здесь.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru