Какого цвета будет наше будущее?

598
реклама

Перед приближающимся единым днем голосования не помешало бы претендентам на исполнительную и представительную власть, равно как и самим избирателям, дотошно разобраться, что грядущее пятилетие (а именно такой срок для претворения предвыборных обещаний в жизнь отныне отведен каждому победившему на выборах кандидату) нам всем готовит.
Судя по массированной атаке, предпринятой силовиками на инновационный центр Сколково и «Российскую корпорацию нанотехнологий» надежды на то, что доморощенные «Силиконовые долины» обеспечат не только назревший, но давно уже и перезревший поворот страны от нефтяной зависимости, в обозримом будущем уже не сбудутся. И, стало быть, членам федерального правительства во главе с его председателем, а с ними вместе – и верным единомышленникам из Госдумы, еще долгие годы суждено пребывать в роли заложников биржевых котировок на углеводороды.
Любое их понижение все чаще начинает приводить к сварам между номинальными вершителями народных судеб. Подобно той, что произошла между экс-министром финансов, а ныне главой Комитета гражданских инициатив Алексеем Кудриным и парламентариями от «Единой России». Поводом послужила стагнация российской экономики, которую уже никто не отрицает. Ну и, как испокон веков водится в нашем Отечестве, вместо поиска конструктивного ответа на вопрос «Что делать?» участники полемики предпочли выяснить «Кто виноват?». Естественно, мнения разошлись диаметрально. Кудрин возложил ответственность за стагнацию на «Единую Россию» и тут же получил не менее пафосное обвинение в свой адрес. На том и разошлись.
Паны дерутся, а чубы, как известно, трещат у холопов. Роль последних, по авторитетному мнению экспертов международного рейтингового агентства «Standard & Poors», уготована жителям российской провинции. И с их аргументами, предсказывающими череду банкротств регионов и муниципалитетов, трудно не согласиться. Впрочем, оцените их сами.
По итогам 2012 год совокупный долг регионов и муниципалитетов (банковские кредиты, выданные финансовые гарантии, займы у бюджетов других уровней, выпуск местных облигаций) составлял 1,35 триллиона рублей. Это 25 процентов от их совокупного бюджета. Наш город, кстати, тоже укладывается в это прокрустово ложе, при четырехмиллиардном бюджете назанимав уже на миллиард с хвостиком. Текущий год усугубит общепровинциальную задолженность еще на полтриллиона рублей. И все потому, что значительную часть социальных обязательств правительство целенаправленно переадресовывает на региональный и муниципальный уровни, компенсируя не более 10 процентов от предполагаемых расходов.
Примерно такое же соотношение переложенных на плечи провинции обязательств и федеральных субсидий запланировано и на следующий бюджетный период. Что и дало основание экспертам «Standard & Poors» утверждать, что к 2015 году общий долг российских регионов и муниципалитетов увеличится более чем в два раза – до 3 триллионов рублей. Если экстраполировать эту динамику на Волжский, то впору всем миром рвать на себе волосы. 2 миллиарда рублей возможного долга при бюджете, ужавшемся до 3 миллиардов 564 миллионов рублей (таковы предварительные контрольные цифры на 2015 год) – это настоящая катастрофа для города-донора. И при ныне действующей системе межбюджетных отношений предотвратить ее можно только двумя способами – увеличением федеральных субсидий или очередным межрегиональным и внутрирегиональным перераспределением средств.
Все вы, конечно, помните, сколь рьяно билась администрация Волгоградской области за право проведения чемпиона мира по футболу 2018 года, связывая с ним надежды на существенное обновление региональной инфраструктуры. В первоначальных планах что-то из государственных ассигнований должно было перепасть и нашему городу, который фигурировал в них в качестве резиденции одной из команд-участниц. Сейчас эти разговоры поутихли. И, может быть, даже к лучшему.
Думать именно так заставляет еще один рейтинг агентства «Standard & Poors», которое, уж поверьте, не имеет привычки ошибаться. По мнению его аналитиков, семь российских городов-организаторов Мундиаля – Волгоград, Калининград, Самара, Саранск, Екатеринбург, Нижний Новгород и Ростов-на-Дону – при первоначально запланированном объеме федеральной поддержки не справятся с взятыми на себя обязательствами на должном уровне.
Тут тоже одно из двух: или надеяться, что государственные гарантии будут увеличены чуть ли не в разы (как это уже произошло с саммитом Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества во Владивостоке и происходит сейчас при подготовке к зимней Олимпиаде в Сочи), или влезать в долги. Последний вариант для нашего региона, пребывающего на грани банкротства, чреват окончательным переходом за губительную для него черту. Хотя именно к чемпионату взаймы склоняется, похоже, губернское руководство, запросившее на его проведение всего 30 миллиардов рублей – в 11 раз меньше, чем Самара, в 6 раз меньше, чем Калининград и в 5 раз меньше, чем Екатеринбург.
В общем, та еще пятилетка предстоит победителям муниципальных выборов, которым в дни проведения чемпионата впору будет заниматься новой избирательной кампанией. При условии, что к тому времени доверившееся им волжское население не окажется в глубоком экономическом офсайде. В ином случае одной красной карточкой от избирателей дело может и не ограничиться.