Какова жизнь, таково и застолье

реклама

Предугадать последствия было нетрудно. Несмотря на заверения высших финансовых чинов в том, что никакая это не девальвация, а «рабочий момент», вписывающийся в мировую тенденцию для развивающихся стран, недоверчивое население кинулось срочно скупать наличную валюту. По сравнению с началом года спрос на доллары и евро в «ВТБ 24» увеличился в четыре раза, в «Бинбанке» – в три с половиной, в финансовой корпорации «Открытие» – в три раза.

Пришлось Центробанку, до этого наблюдавшему за происходящим как бы со стороны, экстренно возвращаться к исполнению своих обязанностей общенационального финансового регулятора. В минувший понедельник он вернулся на валютный рынок, чтобы выставить на торги около миллиарда долларов разом. По сообщению газеты «Коммерсантъ», это самые масштабные финансовые интервенции Банка России с октября 2011 года.

В последний раз ослабление рубля происходило на фоне снижения мировых цен на энергоносители. Тогда, если мне не изменяет память, баррель нефти марки Brent стоил 97 долларов. Сейчас цена на него на 10 долларов выше, но прежнего стабильного курса национальной валюты она уже не обеспечивает.

Не случайно, наверное, из уст первого заместителя председателя Центробанка Ксении Юдаевой прозвучало заявление о том, что состояние, в котором ныне пребывает российская экономика, впору уже называть стагфляцией. Так на научном языке обозначается стагнация, сопровождаемая незамедляющимся ростом цен на товары и услуги. Если вспомнить, что темпы развития экономики у нас ниже среднемировых, а уровень потребительской инфляции – выше, то получается, что госпожа Юдаева не так уж и далека от истины.

И, похоже, зимнее ослабление рубля – это еще далеко не ягодки. Ведь на протяжении всех последних лет именно первый квартал, когда объем экспорта традиционно превосходит объем импорта, демонстрировал наиболее высокий уровень финансовой стабильности по сравнению с остальным годом. Нынче даже этот козырь оказался битым.

Хотя, конечно, как посмотреть. Для национальной экономики свободный курс рубля, поставленный в прямую зависимость от рыночной конъюнктуры, должен, по идее, повысить ее экспортный потенциал, который, в свою очередь, способен обеспечить приток дополнительных средств в страдающие хроническим дефицитом бюджеты всех уровней. Так что с точки зрения государства эта не самая популярная и, несомненно, вынужденная мера вполне оправдана.

Другое дело, что для семейных бюджетов свободное плавание рубля по штормящему морю мировой экономики может сопровождаться далеко не самыми комфортными обстоятельствами. Хочешь не хочешь, а придется задуматься об их оптимизации. Хотя бы потому, что доля импорта в розничном товарообороте давно уже перевалила за 40 процентов, и обходиться он теперь будет куда дороже, чем еще месяц назад.

Кстати, вы еще не забыли, что нынешний год разделен как бы на две неравные части – до Олимпийских игр в Сочи и после нее. Не секрет, что все грядущие повышения тарифов и акцизов были вполне разумно отложены как раз на послеолимпиадное время. Так что главные испытания, сулящие новые прорехи в наших семейных бюджетах, пока впереди.

С запланированной на июль очередной индексацией тарифов на жилищно-коммунальные услуги все более-менее ясно. Обещают, что проводиться она будет по формуле «инфляции минус 30 процентов». Хотелось бы верить, что так и будет. Осталось напомнить об акцизах.

Начнем с бензина. Акцизы на автомобильное топливо 4-го и 5-го классов будут увеличены на 12 процентов. А в качестве бонуса со знаком минус привычный транспортный налог, начисляемый в зависимости от мощности двигателя, предполагается заменить так называемым экологическим, величина которого напрямую зависит от уровня выброса в атмосферу углекислого газа. В проигрыше окажутся владельцы автомобилей со сроком эксплуатации более десяти лет. Для них «налог на воздух» автоматически превратится в «налог на бедность».

Акциз на табак повысится в 2014 году на 40 процентов. Соответственно средняя цена пачки сигарет увеличится до 52 рублей. На 25 процентов увеличится акциз на крепкий алкоголь. И самая дешевая водка обойдется теперь в 199 рублей.

Правда, веры в то, что любителей всех этих излишеств станет меньше, все-таки нет. Да, доля легальной водки на рынке крепких алкогольных напитков сократилась за последние годы с 50 до 35 процентов. Но образовавшуюся нишу тут же заполнили так называемы суррогаты – самогон, спиртсодержащие жидкости двойного назначения, аптечные настойки. Если в 2009 году, по данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, их выпивали около 450 миллионов литров, то в прошлом уже 800 миллионов литров. А в нынешнем, говорят, и миллиардный рубеж будет преодолен.

И в это, кстати, поверить проще всего. Поскольку, по прогнозам экспертов Минэкономики, рост реальных доходов населения, в отличие от всевозможных тарифов и акцизов, существенно замедлится и составит в наступившем в году всего 3,3 процента (при инфляции в районе 6-7 процентов). Какова жизнь, таково и застолье.

 

Фото: shkolazhizni.ru

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru