Камбэк трудов и НВП, кадровый голод и табу на гаджеты: в «Волжской правде» в прямом эфире обсудили вопросы образования

реклама

На телефонные звонки, WhatsApp-сообщения и комментарии к прямой трансляции в социальной сети «ВКонтакте» отвечала заместитель начальника управления образования города Елена Овчаренко. Волжане спрашивали об охране школ, капитальных ремонтах, нехватке педагогов, школьной форме и многом другом. В своём материале мы публикуем наиболее интересные моменты общения. Полную версию программы вы можете посмотреть в группах «Волжской правды» в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники», а также на платформах «YouTube», «RUTUBE», «Дзен» и в нашем телеграм-канале.  

Труды, инвалидность и помпезные выпускные

Первый звонок на редакционный телефон поступил в 11:02.

«Планируется ли в школах реальная охрана, и на чьи плечи ляжет бремя её оплаты?» – поинтересовалась Елена Сергеевна из 34 квартала.

— Охрана безусловно должна быть во всех учреждениях образования. Это одна из первостепенных задач муниципалитета, особенно в рамках антитеррористических мероприятий. В настоящее время готовятся поправки в городской бюджет, чтобы оплатить охрану в школах и детских садах. Безусловно, это будут частные охранные структуры, которые будут работать на договорной основе.

«Готовы ли школы к введению нового предмета по основам безопасности и защиты Родины?» – спросила Галина Владимировна из 19 м/р.

Урок «Основы безопасности и защита Родины» — это обновленный и усовершенствованный ОБЖ с патриотической составляющей. В старших классах это будут блоки огневой, тактической и медицинской подготовки, практические занятия. Огневая подготовка – это, конечно, электронные тиры, сборка и разборка оружия. Практика – это 10-дневные сборы. Есть и специальные требования к оснащению кабинетов. Летом школы к этому подготовились.

«Я прочитала о том, что с этого года к нам возвращаются уроки труда, — интересуется Дмитрий Андреевич из 14 м/р. – Как это будет выглядеть?»

— Новый предмет теперь называется «Труд (технология)». Ранее эти уроки для мальчиков и девочек были разделены. Теперь этого нет. В рамках этой дисциплины мы должны предоставлять детям выбор, чем им заниматься. Основные модули предмета: производственно-технологические процессы, технология приготовления пищи, компьютерная графика и черчение, робототехника и 3D-моделирование. «Труд» всё больше уходит в цифровизацию и работу с проектами, в умение ставить цель и достигать её.

«Есть ли в школах нашего города классы с педагогическим уклоном», — задала вопрос многодетная мама и активная жительница города Лола Хидирова.

— В прошлом году таких классов было шесть, в этом году по запросу родителей и управления образования, мы открываем еще один психолого-педагогический класс.

«Сейчас проводят очень помпезные выпускные, — сокрушается Инга Робертовна из 18 м/р. – Люди складываются по 35 тысяч рублей! Не лучше ли было бы отправить эти средства на СВО?»

— Сейчас выпускные начинают проводить с детских садов. И это, в первую очередь, инициатива родителей. Школа на протяжение последних трёх лет лишь вручает аттестаты. Все помпезные выпускные – желание самих родителей. Сюда бюджетные деньги не идут.

«Почему детей с инвалидностью большей частью отправляют на домашнее обучение? – интересуется коллектив родителей из школы № 31. – Ведь это тормозит их социализацию»

— Инвалидность отличается различными нозологическими группами. Дети с инвалидностью обучаются практически во всех школах города, и, в зависимости от предписания врача, они делают это в классе или на индивидуальном обучении. Например, дети с интеллектуальными нарушениями не могут попасть в условия общеобразовательного класса, поскольку ряд предметов школьной программы у них попросту отсутствует в учебном плане. И им нет необходимости их посещать. При этом у них есть ряд предметов, которые они могут посещать в общеобразовательном потоке. Музыка, физкультура, рисование. Есть также и событийные мероприятия: поездки, экскурсии. Если необходимы какие-то более конкретные ответы, можно обратиться ко мне по телефону: 39-28-91.

Капремонт, частные школы, запрет телефонов и смарт-часов

«Сейчас ведется капремонт школ № 13 и 32, — поинтересовалась Наталья Александровна из 41 квартала. – Это вносит некие корректировки в организацию учебного процесса. Хотелось бы знать, какие школы будут следующими? Кому надо начинать готовиться?»

— 13-я школа по договору завершает ремонт 1 марта 2025 года, а 32-я школа – 31 декабря 2025 года. Поэтому 2024-2025 год ни в каких других образовательных учреждениях работы не начнутся. В 2026 году мы подавали заявку на ремонт школы № 1. И хотим также войти в программу модернизации дошкольных систем образования с поселковым детским садиком № 20 и детсадом № 90 в 12 м/р. Надеемся выиграть. Сейчас работаем на далёкую перспективу – готовим проектно-сметную документацию по школам № 22, 24 и лицею, а также детским садам № 37, 95 и 99.

«Почему дети из малообеспеченных семей обедают в школах отдельно от остальных учеников?» — спрашивает волжанка Вера Анищенко из 28 м/р.

— Этот вопрос уже поднимался несколько лет назад, и мы уже расставляли свои акценты: все дети в столовой кушают вместе и в одно время. Если же у родителей есть информация об обратном. То я готова обсудить это по телефону (39-28-91).

«Почему на ЕГЭ не меняют маршрут? Дети также жалуются, что приходится писать работы по 4 с лишним часа в душных классах. Когда ситуация изменится?» – интересуется мама двоих детей из 9 м/р.

— Нам строго предписано как проводить ЕГЭ. В своей школе и со своими учителями дети этого делать не могут. Есть регламент. Количество пунктов сдачи ЕГЭ определяет регион, исходя из числа выпускников. Все пункты оснащены системой видеонаблюдения. Причем за нами наблюдают не только региональные структуры, но и федеральные. Работают волонтёры. А лето у нас действительно жаркое, и это мы изменить не в силах.

«В нашем городе есть несколько частных школ, — задала вопрос Светлана. – Контролирует ли их деятельность управление образования и, если нет, то кому они подчиняются? И чем отличается обучение в таких учреждениях от учёбы в муниципальных школах?»

— Лицензию на образовательную деятельность в городе имеют три частные школы. Управлению образования они не подчиняются, но обязаны соответствовать федеральным государственным стандартам, которые предписаны всем. Подконтрольны такие учреждения региональному комитету образования и Рособрнадзору. Они могут дополнять свой учебный план какими-то своими дисциплинами, но ОГЭ и ЕГЭ их ученики сдают вместе с теми детьми, которые учатся в муниципальных школах.

«В интернете проанонсирован запрет на использование на уроках гаджетов, – интересуется сразу несколько жителей Волжского. – Каким образом будет исполняться это новшество?»

— Методические рекомендации о нежелательном использовании телефонов во время урока мы получили еще несколько лет назад. Сегодня это уже закреплено в законе об образовании, поэтому все гаджеты на уроках мы убираем. Но на перемене и в случае ЧП дети смогут ими воспользоваться. Школы, конечно, будут решать эту ситуацию по-своему, но, исходя из опыта, это будут, скорее всего, какие-то боксы с ячейками, куда дети будут сдавать свои гаджеты перед уроками. Уверена, что поможет детям меньше отвлекаться и больше слушать педагога.

Право на уважение, нехватка кадров и медиация

«В новом учебном сезоне у педагогов появляется право на уважение человеческого достоинства и защиту от всех форм физического и психологического насилия, — спрашивает Елена Валерьевна из 19 микрорайона. – Ранее с жалобой могли обратиться только ученики. Теперь этим могут воспользоваться и учителя. Как это будет выглядеть?»

— Сфера образование долгое на время была переведена в сферу услуг. То есть педагоги оказывали некую педагогическую услугу. Несколько лет назад слово «услуга» из сферы образования было исключено. Теперь педагог может делать замечания и реагировать на поступки учащихся. То есть теперь права родителей, ребёнка и педагога уравнены. С урока мы, конечно, выгонять не можем, поскольку несем ответственность за ребенка. А выставленный за дверь он может куда-то уйти. Мы разговариваем с родителями, беседуем с директором школы или обращаемся в совет профилактики школы.

«Во многих детских садах сейчас серьёзная нехватка кадров. Нет воспитателей, нянечек, специалистов. Как в городе решается эта проблема?» – интересуется Нелли Аркадьевна из 23 м/р.

— Кадровый голод мы ощутили уже в прошлом году. В школах и детсадах города не хватает 300 человек. Мы также видим, что поступление в педагогические вузы и на СПО идёт полным ходом, а вот возвращения специалистов в профессию очень невысоко. Да, престиж профессии невысок, и его нужно поднимать. Если раньше мамочки, отдавшие малыша в садик, стремились устроиться туда нянечками, то сейчас нет даже этого. Все эти мамочки предпочитают работу блогера, мастера маникюра, бровиста… В этом году у нас даже организован целевой набор на учителей и воспитателей. Мы выставили вакансии на «Работе России», чтобы в наши учреждения вернулись уже дипломированными специалистами наши дети, которые учились в наших школах или воспитывались в наших детсадах. По законодательству мы сейчас даже можем брать на работу студентов после 3 курса. То есть, с незаконченным высшим образованием. Естественно, с ним рядом будет наставник. Педагог, который будет его сопровождать.

«В последнее время в школах участились конфликты. Дети постоянно в гаджетах, соцсетях. Учеников маловато учат договариваться. Планируются ли изменения в этом направлении?»

— Как говорят психологи, всё это связано с изобилием информации, которое ребенок не успевает переваривать. Для этого у нас в каждой школе работает психолог и служба медиации. Все конфликтные ситуации, появляющиеся в школах, выносятся на обсуждение директора, его заместителя, психолога. А служба медиации разбирает конфликт, собирает его участников и разрешает сложившуюся ситуацию. Но зачастую случается, что в таких конфликтах дети уже помирились, а родители никак успокоиться не могут. Да и не каждый родитель обращается в службу медиации, чтобы разрешить сложные ситуации.

Подача документов, семьеведение и дресс-код

«Есть ли какой-то алгоритм подачи заявлений в вузы, чтобы попасть именно в тот вуз, в который ты хочешь?» – интересуется Светлана Викторовна, жительница 11 м/р.

— Одиннадцатиклассники действительно имеют право подать документы сразу на несколько специальностей. К тому же сейчас всё это делается в электронном виде: необязательно даже ездить в институт. Прежде всего нужно выбрать предметы, необходимые для поступления на выбранную специальность. Выпускник даже может сдать все 12 предметов. Затем зайти на сайт вуза и выявить моменты, которые ему зачтутся дополнительным баллом к набранным на ЕГЭ. Это, как правило, личные достижения ребёнка: значок ГТО, волонтерская книжка, результаты олимпиад. Вторым важным моментом является объявленный вузом целевой набор. Это – отдельная категория набора, идущая отдельно от общего потока, где ребята обязаны вернуться в определённые учреждения и предприятия и отработать там несколько лет. Как, например, студенты – медики, возвращающиеся в больницы.

«С нового учебного сезона начинают действовать ГОСТы по обязательной школьной форме. – интересуется Алексей Васильевич из 31 микрорайона. – Как это изменит школьный дресс-код?»

— В локальных актах учреждений образования всегда был прописан деловой стиль одежды. Он будет приветствоваться всегда. Новый ГОСТ регламентирует, скорее, правильный выбор тканей и качества материалов, тонкости закупки, мало относящиеся к педагогам и руководителям учреждений.

«Появится ли в расписании нового учебного года анонсированный ранее предмет «Семьеведение» и каково будет его наполнение?» — спрашивает сразу несколько мам учеников средней школы.

— Новая дисциплина «Семьеведение» действительно появляется в учебном плане. Это безотметочный курс, который будет проходить в формате бесед и преподаваться педагогом-психологом или учителем истории. Связан он будет с семейными ценностями и взаимоотношениями, конфликтными ситуациями и способами их разрешения. Изучать его будут ученики старших классов либо в рамках «Разговора о важном», либо внеурочно. Периодичность – 1 раз в неделю. 

«В новостях прошла информация об открытии в пяти городских школах 390 новых мест по дополнительному образованию, — интересуется Ангелина Романовна из 38 м/р. — Появятся ли такие места в других городских учреждениях?»

— Эта информация гласит о полученном оснащении на места, заявленные в рамках разных проектов: по кванториуму, по беспилотникам. Дополнительные места есть во всех школах, и родители могут их заказать как по бесплатному сертификату, так и на платной основе.

«Есть ли в планах муниципалитета строительство школы в 14 микрорайоне,- задал вопрос Виктор Станиславович из 14 м/р»

— В первую очередь в планах у города строительство школы в 28 микрорайоне. Потому что там действительно перегрузка: дома высотные, заселенность густая, всего лишь один детский сад. Размещать детей приходится по разным школам и садикам. Поэтому мы стараемся зайти во все возможные проекты, везде пишем, готовим разные инициативы… После этого, возможно, настанет очередь 14 микрорайона.

Заместитель начальника управления образования Елена Овчаренко

В завершении прямого эфира Елена Рудольфовна обратился к зрителям:

— Дорогие ребята и уважаемые родители, дорогие педагоги! Поздравляю вас с началом нового учебного года! Мы провели огромную работу в минувшем сезоне: открыли хорошие пришкольные лагеря, наши дети замечательно сдали ЕГЭ, как никогда много было медалистов. Я хочу пожелать вам в наступающем учебном году все эти достижения подтвердить, а, возможно, даже и приумножить. Родителям я бы хотела пожелать всегда быть вместе с нами во взаимодействии, с хорошим настроением приходить в школу, а с возможными проблемами обращаться к нашим специалистам-психологам, которые никогда не откажут в помощи. И, конечно, же всем радости, здоровья, счастья и удачи в новом учебном году!

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь