В волжском Выставочном зале вспоминали Петра Малкова. Первый скульптор Волжского был автором самых значимых наших монументов. В том числе — въездного знака, который стал эмблемой города.
23 октября Петру Лукичу исполнилось бы 100 лет. О народном художнике РСФСР, фронтовике и почётном гражданине Волжского рассказала сотрудница выставочного зала Татьяна Коробова. Это была содержательная лекция, сопровождающаяся уникальными фотографиями. О самом интересном из жизни мастера мы решили рассказать в нашем материале.
Был и «нянькой», и плотником
Пётр Лукич родился в 1924 году в Вятской губернии в семье обычных крестьян. Через год его родители переехали в Новосибирск, и, по сути, будущий мастер считал себя настоящим сибиряком. Когда ему не было ещё и семи лет, отец умер: работая на железной дороге, он попал под поезд без шансов выжить. Вся мужская работа по дому легла на плечи мальчика. Он колол дрова, чистил снег в долгие зимние дни, носил воду из колодца и нередко сидел с младшей сестричкой.
В то время он понял, что безвыходных ситуаций не бывает – даже если было невыносимо тяжело, при большом желании всегда находились силы и возможности для преодоления. Оставшиеся от отца инструменты плотника, которыми тот отлично владел, не остались лежать без дела. Петя научился ими пользоваться, поэтому мог запросто что-то починить или смастерить.
Играл на домре в сибирском оркестре
Петру Лукичу с детства нравилась музыка. Любовь к ней успел привить отец. И хотя особого достатка в семье не было, папа сумел купить патефон, и мелодии в доме звучали постоянно.
Кстати, в средней школе мальчик выучился играть на домре и вместе со струнным оркестром Клуба железнодорожников выступал на концертах. А в 10-м классе уже играл в оркестре народных инструментов новосибирского радио.
Первые работы делал из свечей
Пётр хорошо учился в школе. Ему нравились точные науки, особенно математика и черчение. А ещё рисование. Тогда же он начал лепить, а материалом для первых статуэток служили стеариновые свечи. Они легко меняли свою форму в руках увлечённого мальчишки и превращались в фигурки зверей.
Позже, на войне, во время отдыха он творил их из влажной глины, которую копал в окопах. А потом устраивал мини-выставки. Его однополчане крутили их в руках и улыбаясь вспоминали истории из детства.
Вдохновлялся образом Богородицы
Когда красноармейцы заходили в европейские города, их жители старались подарить освободителям небольшие презенты. Петру одна женщина вручила небольшую статуэтку Богородицы. Возможно, это стало таким своеобразным благословением на будущую профессию. А фигурка Девы Марии ещё потом очень долго хранилась в мастерской Петра Лукича.
Учебу на скульптора совмещал с армией
В 1946 году Пётр продолжал оставаться на военной службе и вместе со своей бригадой попал в Одессу. Там в свободное время за лепкой безделушек из стеарина его однажды застал офицер и предложил юному мастеру изваять его портрет. Петр Лукич решил попробовать, получилось очень удачно, и тогда командир рекомендовал ему поступать в Одесское художественное училище. Но была глубокая осень, и студенты все уже учились.
Тогда командование упросило администрацию учебного заведения сделать для Малкова персональный экзамен. Фронтовику нужно было за один день слепить голову античного персонажа из скульптурного пластилина, на что, к слову, обычным абитуриентам давалось в три раза больше времени. Тем не менее испытание было пройдено на отлично, и после зачисления Петру пришлось совмещать учёбу в училище с военной службой.
Чудом выжил при форсировании Днепра
Когда Пётр Малков окончил школу, началась Великая Отечественна война. Он прошёл её связистом, а Победу встретил в Чехословакии. Несколько раз получал ранения, но всё время возвращался в строй. Был награждён двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, медалью «За отвагу». Последнюю из них Пётр получил за форсирование Днепра.
Позже своей дочери он рассказывал, что это было что-то совершенно страшное. Плоты с зенитками не успевали отходить от берега, как в них попадал снаряд. Шестиметровые орудия подлетали в воздух и крутились там, как игрушечные, а остальное разлеталось в клочья и щепки, которые были настолько мелкими и острыми, что впивались в солдат, как иголки. А связистам в этой мясорубке надо было проложить провод по дну Днепра до другого берега, и Петру вместе с другими такими же ребятами удалось это сделать, за что они и получили награды.
Сам выбрал Сталинград
В 1959 году, окончив с отличием Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной по специальности «монументальная станковая скульптура», Пётр Лукич как лучший ученик получил право самостоятельно выбрать город, в котором хотел бы работать. Он отдаёт предпочтение Сталинграду.
Но по приезде выяснилось, что скульптор там не требовался. Пётр Лукич оказался без работы, без денег и без жилья. Единственное, что ему предложили, работу формовщика в художественных мастерских, где нужно было заниматься отливками из гипса. Бывший фронтовик согласился и целый год работал на подхвате у художников.
Кстати, за это время он создал первую свою работу – портрет сталевара Трубникова, который представил на выставку «Советская Россия», где в конкурсе молодых скульпторов занял одно из призовых мест, тем самым доказав, что в Сталинграде появился ещё один талантливый монументалист.
Справка «ВП»
Пётр Малков родился 23 октября 1924 года в селе Семаки Вятской губернии.
Участник Великой Отечественной войны.
В 1952 г. окончил Одесское художественное училище.
В 1959 г. с отличием — Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной по специальности «монументальная станковая скульптура».
Многие годы являлся профессором Волгоградского архитектурно-строительного университета, заведовал кафедрой живописи и скульптуры.
В 1962 г. был принят в члены Союза художников России.
С 1966 г. мастерская скульптора находится в Волжском на пр. Ленина, 44 (сегодня она превращена в музей, и там проводятся творческие мастер-классы).
В Волжском находится 11 скульптурных работ мастера: въездной знак, памятник Фёдору Логинову, монумент «Комсомольская слава», а также воинам, погибшим в годы Гражданской и Великой Отечественной войны, памятники Якову Свердлову, Дмитрию Карбышеву. Из последних работ — памятники А. С. Пушкину, маршалу Г. К. Жукову. Кстати, символ медицины – змея, обвивающая чашу, на фасаде больницы им. Фишера – тоже его работа.
Работы в Волгограде — рельеф на Доме Павлова, памятник морякам-пехотинцам, памятник морякам Волжской военной флотилии и рабочим завода «Красный Октябрь». Памятник Саше Филиппову.
Умер в 2014 году. Похоронен на Дмитриевском кладбище в Волгограде.В 1984 г. ему было присвоено звание «Народный художник РСФСР».
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru