Лабиринты и шарады Людмилы Милько: в Волжском работает выставка иллюстратора произведений Макса Фрая

1464
реклама

Чёрно-белый мир

Один из пользователей соцсетей, восхищаясь рисунками Людмилы Милько к книгам Макса Фрая (псевдоним писательницы Светланы Мартынчик, автора серии книг «Лабиринты Ехо»), пишет: «Стопроцентное попадание! Вот только не могу найти сведений о художнике. Наверное, Людмила Милько — это сама Мартынчик и есть». По-моему, это лучший комплимент, который можно сделать художнику-иллюстратору.

Большинство её работ выполнены в строгой чёрно-белой гамме, и кажется, сделаны одним росчерком пера. «Ещё в 90е годы я поняла, что чёрно-белый рисунок самодостаточен, лишь изредка, если требуется какой-то акцент, можно добавить красный, синий, жёлтый цвет», — говорит художница.

лабиринт

Вот «Ледоход» — расколотое небо над петербургским каналом, линии домов, потерявшихся в тумане. Серию «Лабиринт» зрители разгадывают, как шараду. А вот «Город женщин». «Я не придумывала его специально, он сам откуда-то возник внутри меня, и я словно иду по его улицам и спешу зарисовать то, что увидела, разгадываю его загадки», — рассказывает художник.

А работу «Кофе» с причудливой арабской вязью и фигурой в восточном халате, волжане увидели первыми: Людмила нарисовала её за несколько часов до вернисажа.

«Исключение из правил»

— Кажется, рисует она постоянно. Лист бумаги, карандаш и несколько минут тишины — вот и всё, что ей нужно, — говорит Елена Пруцкова, заведующая выставочным залом им. Г. Черноскутова. Вместе с Людмилой она училась на театрально-декорационном отделении Красноярского художественного училища им. В. Сурикова. — Знаете, что больше всего поражало её однокурсников? Людмила была вундеркиндом, рисовать начала очень рано, причём, кажется, основам изобразительной техники её никто не учил. Она не придерживалась никаких правил и канонов: могла начать рисовать, скажем, левую пятку или кисть руки — и вдруг волшебным образом из нескольких линий проявлялась фигура персонажа.

невеста1

Одноклассники пытались повторить этот фокус, но сразу нарушались пропорции, рисунок выходил за рамки листа. А у Людмилы, говорит Елена Прудкова, всё получалось словно само собой:
— Был случай: однажды мы всей группой сорвали занятие. Педагог дала нам задание рисовать строительные краны, но это показалось нам скучным, и мы, развернувшись, отправились в парк, хотя и знали, что нас накажут. И действительно, работы, выполненные в парке, педагог раскритиковала в пух и прах. Но вот она взяла в руки работу Люси — и, помолчав, сказала: «За такой рисунок можно всё простить».

кот2

А однажды рисунки Милько украли. Выяснилось, что какая-то фирмочка наладила производство и продажу сумок, украшенных графикой Людмилы. Причём автор об этом ничего не знала и никаких бонусов от продаж (а сумки разлетались, как горячие пирожки) не получала. Вмешалось издательство, которому принадлежали все права на работы художницы, и «пиратам» пришлось отвечать по закону.

Справка «ВП»

Людмила Милько родилась в Красноярске. В настоящее время живёт и работает в Санкт-Петербурге. В её багаже — сотрудничество с ведущими книжными издательствами России: «Амфора», «Нева/ОЛМА-Пресс», «Балтика», редакцией журнала Б. Стругацкого «Полдень. ХХI век», детским журналом «Барсук» и газетой «Комок». Принимала участие в выставке «Лицевая сторона. Лучшие обложки издательства «Амфора». Дважды номинировалась на премию «Интерпресскон» конвента писателей и любителей фантастики.

«Мы читаем одни и те же книги»

Во время подготовки выставки к открытию Людмила Мелько ответила на вопросы «Волжской правды».

— Многие находят, что ваш стиль близок творчеству Обри Бёрдслея. Можете ли вы назвать его своим «наставником» в искусстве?
— Сальвадор Дали говорил: «Из тех, кто не хочет никому подражать, ничего не выходит». Учась у классиков, открываешь что-то в себе. Своими наставниками в искусстве считаю мастеров Возрождения (Джорджоне и Боттичелли), очень люблю японские гравюры.
-Как вы стали иллюстратором?
-Ещё в Красноярске, после окончания училища, я обратилась в одно из местных издательств — и получила первый заказ. Это были «Три мушкетёра» Александра Дюма. Очень робела, но заказчика моя работа устроила. Иллюстрации помню для мелочей, но, к сожалению, даже эскизов у меня в архивах не сохранилось. А в Петербурге я сначала сама рассылала свои работы в издательства, пока, наконец, не раздался звонок. Проект с «Северо-Западом» не был завершён, издательство прекратило существование, но меня порекомендовали другим работодателям.
Я иллюстрировала книги Александра Житинского, Франсуазы Саган, развивающие книги для детей…

Моревна

-Как работает художник-иллюстратор?
Внимательно читаю текст — «зацепить» может любое слово, и от него начинаешь раскручивать историю, которая затем появится на бумаге. А бывает, «за текстом» видишь героя — причём не портрет, а движения, жесты. Помню, как я намучилась с иллюстрациями к «Повести о Ходже Насреддине» Соловьёва: персонаж никак не хотел «оживать». Что же делать? Я задумалась: «А как Ходжа себя ведёт? Какое у него лицо, когда ему грустно? Как он наклоняет голову, как ходит?» И вот уже Ходжа улыбается мне с лица бумаги, вот он едет на ослике и смеётся над богачами.
-Приходилось ли вам отказываться от заказов?
-Один раз я была близка к этому: посчитала, что ещё не готова иллюстрировать великий роман Фицджеральда «Ночь нежна». К счастью, отказываться не пришлось: проект закрыли. Наверное, я везучая: как правило, мне присылают тексты авторов, с которыми мы «совпадаем» по внутренним ощущениям.

фрай

-И книги Макса Фрая вам нравятся?
-Нашла в них немало интересных мыслей. В частности, идею о том, что человек не заперт в одной реальности, можно пересечь границы, которые кажутся неприступными, и попасть в другой мир, открывая что-то новое в себе самом.
-Какую книгу вы мечтаете проиллюстрировать?
-О, их много. Это и фантастико-сатирический роман «Путешествие на Запад», изданный в конце XVI века в Китае, и «Цветы сливы в золотой вазе» — роман начала XVII века. Очень нравится восточная литература и философия. Очень хотелось бы больше времени выделять на чтение, но не получается, к сожалению.

ходжа

-Что вы чувствуете, если видите, что люди читают книги, оформленные вами?
-Мне кажется, я встретилась со старым знакомым. Хочется воскликнуть: «Как здорово, мы читаем одни и те же книги!»

Фото: автора. Иллюстрации — с сайта Людмилы Милько