Премьер-министр Дмитрий Медведев объявил об этом на общенациональном форуме «ЖКХ – новое качество», который прошел в Челябинске под патронажем правящей партии. В течение четырех ближайших лет рост тарифов планируется напрямую привязать к официальному уровню инфляции за предшествовавший год. Тем самым правительство намеревается положить конец самоуправству региональных властей, то и дело увеличивавших размеры жилищно-коммунальных платежей чуть ли не в разы.
Инициатива, что и говорить, благая. Вот только непонятно, как она сочетается с предыдущим правительственным решением на ту же животрепещущую тему, согласно которому вводилась еще более льготная схема оплаты населением услуг ЖКХ – минус 0,7 процента от прошлогоднего уровня инфляции? Если отменяет (а, похоже, так тому и быть), то и особо радоваться, выходит, нечему.
А тут еще и потребительские цены начали расти явно не предусмотренными кабинетом министров темпами. По последним данным Минэкономики, на конец июня инфляция (в годовом выражении) составит 8 процентов, что на четверть больше запланированного уровня и в 10 раз выше среднеевропейского показателя. Как она поведет себя в дальнейшем? На этот счет мнения, как водится, разнятся.
Правительственные чиновники уверены, что рост инфляции удастся не только затормозить, но и обратить вспять – ориентировочно до 6,5 процента годовых, что, впрочем, тоже окажется выше озвученной в январе итоговой планки. У населения совсем другая точка зрения. К дальнейшим скачкам цен, согласно оценке инфляционных ожиданий граждан, готовятся 85 процентов россиян. Это, между прочим, исторический максимум за все время регулярных исследований, начиная с 2009 года.
Не может не подпитывать инфляцию и позиция, занятая компаниями-госмонополистами вкупе с крупнейшими отечественными банками. Первые (как, например, РЖД) упорно требуют повышения тарифов на свои услуги, вторые, во главе со Сбербанком, настаивают на дополнительной финансовой поддержке со стороны государства. Стоит напомнить, что во время первой волны экономического кризиса Центробанк поспешил удовлетворить аппетиты волков в ущерб сытости овец. Если история повторится, якорь удержания инфляции вряд ли зацепится за искомый грунт стабилизации. А стало быть, и потребительские цены продолжат свое свободное плавание, множа губительные бреши в семейных бюджетах россиян.
Впрочем, и государственный бюджет переживает далеко не лучшие времена. Чем его намеревается пополнять правительство – не просто большой, а очень большой вопрос. Еще совсем недавно главные надежды связывались с приватизаций, но, в который уже раз, они так благими пожеланиями и остались. В поправках к закону о бюджете на текущий год, направленных министерством экономики в Госдуму, доходы по этой статье сокращены со 196 миллиардов рублей до 26 миллиардов. Дыру пробило решение об отмене приватизации «Роснефти». Недостающие 170 миллиардов рублей – это как раз величина первого транша, ожидавшегося от разгосударствления компании. Но, видно, пока не судьба.
Святу месту, как известно, пустовать не положено. Нынче роль катализатора российской экономики призван сыграть так называемый «налоговый маневр» в золотоносной нефтяной отрасли. Сейчас львиную долю прибытка от этого общенационального достояния федеральный бюджет получает в основном от экспортных пошлин и акцизов, которые оплачивают зарубежные потребители. А вот налог на добычу полезных ископаемых, введенный в 2001 году, ожидаемой от него стабильной денежной подпитки в казну не приносил – главным образом из-за бесконечных льгот. Вот этот дисбаланс правительство и пытаются теперь устранить.
Конечной целью «налогового маневра» станет уравнивание пропорций между экспортными пошлинами и налогом на добычу полезных ископаемых путем уменьшения первого вида обязательных платежей и резкого увеличения второго. Таким образом, основная фискальная нагрузка в нефтяной отрасли ляжет теперь на плечи не зарубежных потребителей, а отечественных производителей.
Рациональное зерно в этом, безусловно, есть. И с точки зрения международной экономической конъюнктуры, отмеченной явной активизацией поисков зарубежными партерами новых источников энергоресурсов, альтернативных российским. Самое время «соломку подстелить». И с точки зрения элементарной социальной справедливости – по широко бытующему в народе пожеланию «делиться надо».
Другой вопрос: как повышение налоговой нагрузки скажется на способности отрасли к обновлению и модернизации? Он далеко не праздный, если вспомнить, что уже в прошлом году темпы прироста добычи нефти оказались минимальными за последнее пятнадцатилетие. Показательно, что президент «Роснефти» Игорь Сечин уже успел пригрозить правительству свертыванием целого ряда перспективных инвестиционных проектов.
Впрочем, они-то в своем узком кругу между собой как-нибудь разберутся. А вот многочисленным российским автовладельцам, откровенно говоря, не позавидуешь. Дошлые независимые эксперты уже успели подсчитать, что в результате «налогового маневра» цены на бензин могут подскочить от одного до двух рублей за литр, причем разом. Впору, по примеру дружественного нам Китая, массово пересаживаться на велосипеды. Их там около полумиллиарда. И дешево, и экологично, и для здоровья полезно.
Фото stoletie.ru
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru