В городе сформировался новый сценический коллектив, который возглавила Ольга Галушкина.
Театр всегда считался большим сценическим таинством. А актерская труппа – целой вселенной со своими устоями, обрядами и традициями. И порою над ней тоже сгущаются тучи, готовые разразиться либо сокрушительной грозой, либо долгожданным освежающим ливнем, после которого оживают и дают ростки даже высохшие деревья. Так в городе и появился новый театр…
«Волжской правде» удалось встретиться и пообщаться с каждой из сторон, ставшей предметом обсуждения, и выяснить пролог и эпилог произошедшего.
От этого «раскола» город только приобрёл
32-летний Андрей Васильев, пожалуй, самый молодой театральный топ-менеджер региона. Став артистом в 15 лет, он получил должность директора театра уже в 24. И успешно с ней справляется.
— С моим приходом в театре изменилось многое, — рассказывает директор «Молодежного театра ВДТ» Андрей Васильев. – За 7 лет мы полностью поменяли репертуар. Сделали свыше 40 постановок. Постепенно изменили облик театра: в 2016 году на фасаде появилось великолепное граффити, в 2017-м отремонтировали фойе, в 2022 году — зрительный зал. В этом сезоне планируем посетить в XVII Международный театральный фестиваль «Коляда-Plays» со спектаклем-трагикомедией «Март», созданным в нашей театральной лаборатории. Работа серьёзная и неоднозначная…
Самым ярким запуском прошлого сезона для Андрея стало открытие малой сцены в фойе второго этажа, первым спектаклем которой стала «Чёрная курица».
— Теперь здесь проходят городские мероприятия, ставятся самостоятельные работы артистов ВДТ, — подчёркивает руководитель ВДТ. – И, конечно же, проходят репетиции. Потому что специального репетиционного помещения для этого у нас нет. А еще в этом сезоне театр прошёл конкурсный отбор Министерства культуры РФ и «Росконцерта», благодаря чему спектакли ВДТ увидели около 2000 жителей города Шахты, а постановки Шахтинского театра были показаны на волжской сцене.
Знаковой премьерой минувшего сезона стала режиссёрская работа Евгении Савкиной «Мастер и Маргарита», главные роли в которой исполнили ученики Вячеслава Гришечкина Андрей Васильев и Елена Токарева. Постановка стала абсолютным рекордом ВДТ, 12 раз подряд собрав полный зрительный зал.
— Такого в ВДТ не случалось никогда, — продолжает наш собеседник. — Поэтому мы решили посвятить этот спектакль Вячеславу Германовичу. Более того, в начале следующего сезона мы объявим о присвоении «Молодежному театру ВДТ» имени Вячеслава Гришечкина. Это произойдет на первой премьере сезона 6 сентября. Ею станет спектакль «Перед восходом Зощенко», который будет ставить мой однокурсник из Сургута Мурат Шыхшабеков. Я планирую пригласить на церемонию всех учеников курса Вячеслава Германовича. Это будет очень символично, ведь мэтр ушёл из жизни в сентябре минувшего года.
Стоит отметить, что за минувший сезон «Молодежный театр ВДТ» посетили 34 000 зрителей. Это означает, что театр даёт от 25 до 40 спектаклей в месяц, и зачастую больше 1 спектакля в день. Для сравнения, гостеатры Волгограда посещают по 18 000, по 22 000 человек.
— В новом сезоне мы планируем до Нового года дать 4 премьеры: «Перед восходом Зощенко», чеховские «Три сестры», которые будет ставить приглашенный режиссёр Михаил Гончаров из Мирного, спектакль «Вода» — самостоятельная режиссёрская работа артистки Елены Токаревой и сюрприз сезона – постановка Евгении Савкиной «Служебный роман». И это всё – не считая зимней сказки, которая в этом году, наверное, вряд ли будет сказкой.
Что касается сложившейся ситуации С уходом Ольги Галушкиной и её сторонников, то Андрей Васильев никакого конфликта в ней не видит.
— Это – повсеместная театральная практика, — рассказывает руководитель драмтеатра. — Все контракты, которые мы заключаем, являются срочными. И, если мы понимаем, что отношения театра с тем или иным артистом исчерпали себя, мы просто их не продлеваем. Что же касается режиссёров, то они тоже должны меняться. Ведь режиссёр, как художник, пишет в одной манере, в одном стиле. И эту одинаковость нужно менять. Невозможно всё время ходить в галерею на выставку одно и того же живописца. Да и актёрам не идет на пользу работа с одним и тем же мэтром. С Ольгой Галушкиной мы проработали 7 лет. Думаю, этого вполне достаточно, чтобы каждому из нас продолжить своё движение самостоятельно. И это здорово, что она созрела для такого шага. Театр должен меняться и развиваться. Это обычная практика, в которой лично я не вижу ничего из ряда вон выходящего.
К слову, на недавнюю заявку драмтеатра о поиске главного режиссёра откликнулось 62 человека из разных концов страны, и сейчас идет отбор кандидатур.
— Настоящий артист все время должен расти, — продолжает наш собеседник. — А если он сказал себе, что всего уже достиг, ему просто необходимо окунуться в холодную прорубь, чтобы очнуться от этого тумана. Каждый должен понимать, что без него театр никуда не денется. Он всегда будет жить дальше. Незаменимых людей не существует. И это здорово, что в городе теперь появится еще один театр. Значит, от этого город только приобрёл.
«Я сделала в родном театре всё!»
Ольга Галушкина пришла в Волжский драмтеатр в 2009-м. И через несколько месяцев уже ставила свою новогоднюю сказку на 2010 год. «Снегурочка и её друзья» живёт в репертуаре драмтеатра до сих пор.
— Я пришла в театр после института искусств абсолютно влюбленная в свою профессию, — улыбается Ольга. — Анатолий Иванов искал помощника режиссёра и долго не мог найти подходящего. К моему приходу он поменял уже 6 человек. Я подошла. Так началась моя 15-летняя «любовь длиною в жизнь». У меня были очень мощные учителя: Майнин, Гришин, Гришечкин. Именно они сделали меня тем, кем я в итоге стала…
Первой взрослой работой Ольги Галушкиной стал спектакль «Побег».
— Я твердо уверена, что спектакль начинается с актёров, — рассказывает наша собеседница. – Точнее с актерского ансамбля. Если у меня есть в коллективе Остап Бендер, как я могу не обыграть «12 стульев» и «Золотого теленка»? Но в ВДТ я больше занималась обслуживанием. Какими-то заказами, а не творчеством… Говорят, что театр длится 15 лет, после чего его цикл заканчивается. В 2024 году у меня ровно 15 лет. Видимо, пришла пора всё менять.
В 2021 году Ольга прошла годовое обучение на театрального режиссёра у Константина Мишина в Москве, но не осталась в столице. Она обожает свой уездный город и разделяет смысл поговорки: не место красит человека, а человек место.
— Там все мои вопросы разрешились, — делится с нами Ольга. — Я поняла, что мыслю правильно: должна быть конкретика, четкость мысли и ясность высказываний, без мазни. Мы долго спорили с моим прежним руководством. Я просто хочу идти вперёд. И я могу сказать чётко и открыто: мне не стыдно не перед кем. Я никого не подставила и не подвела. Я сделала в родном театре всё, и меня здесь ничего не держит. Мы просто поняли, что смотрим на театр категорически по-разному. Я люблю театр за процесс. Я люблю создавать, и мне важно, чтобы всем это было важно. Для меня театр – это не стены. Это — люди. Это идея, желание и стремление через любое произведение сделать мир лучше.
А еще Ольга занимается в театральной студии с детьми. И планирует открыть школу сценических искусств, где дети с 14 лет будут изучать основы сценарного мастерства.
— Наши ученики брали гран-при на молодежном фестивале, — искренне радуется Ольга. – Я так хочу, чтобы дети, которые занимаются у нас, были лучше, чем мы. Ведь театр должен потрясать своего зрителя! Сердца должно щемить от любви и нежности или, наоборот, от предательства и ужаса. Иначе зачем? Когда перед новым годом актёры сказали мне, что уходят из ВДТ, я поняла, что без них оставаться нет смысла. Ведь этот ансамбль я собирала 4 года!
Тогда Ольге посоветовали открыть свою некоммерческую организацию. Так родилась АНО «Молодёжный Авангардный Театр», а город обзавёлся еще одним театром с дерзким названием «МАТ» и профессиональной труппой.
— Наше открытие состоится на главной площади города, — приоткрывает завесу Ольга. — Это будет «Продавец воздуха», сентябрь, оркестр и главная сцена города. В этом месяце у меня день рождения, и я хочу в этот день сделать своему городу подарок.
Сейчас в труппе «МАТа» 17 человек, среди которых и взрослые актеры, и юные воспитанники студии.
— Никакого конфликта нет, — говорит наша собеседница. — Есть лишь безграничная любовь к своему делу. Мы просто освобождаемся от какой-то лишней бюрократии, непонимания и стен. Теперь эти стены рухнули… Получилось как в постановке Игоря Мишина «Кроткая»: «А я ведь только осмелиться захотел». Вот и осмелилась… А еще мне очень хочется сберечь мой коллектив. Эти люди должны выходить на сцену! Если они не будут этого делать – это будет преступление!
Удивлять публику «Мат» планирует музыкальными спектаклями, мощной комедией, обязательной экспериментальной работой, конечно же, Шекспиром и «Дорогой Еленой Сергеевной».
Кстати: 7 июня в 19:00 в парке «Волжский», у памятника Высоцкому, в качестве подарка городу прозвучит читка пьесы Александра Житковского «Горка» в исполнении «Молодежного Авангардного Театра».
Мнение
— На мой взгляд, это очень здорово, что в нашем городе теперь будет два великолепных театра, — прокомментировала нам заместитель главы города Валентина Чурекова. – Получается, что наш драматический театр как молодую поросль взращивает яркие и креативные профессиональные коллективы. И они, как молодые побеги, начинают стремиться к солнцу самостоятельно, создавая новые арт-пространства и перфомансы.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru