Матерные корни – под землю! Волжские мастера науки и культуры высказались о проблеме ненормативной лексики

реклама

День борьбы с нецензурной бранью, отмечаемый 3 февраля, встречает нас парадоксальной реальностью. Мат вышел далеко за пределы частных бесед: встречается в общественном транспорте, на улицах и даже детских площадках звучит из уст школьников. О том, как остановить эту волну бескультурья и вернуть уважение к русскому языку, «Волжская правда» поинтересовалась у известных горожан.

«Сила слов без грубости»

Виктор Каблов, доктор технических наук, профессор, почётный гражданин Волжского, издал несколько поэтических сборников:

Профессор, доктор технических наук Виктор Каблов

– На мой взгляд, это нездоровое явление. Та лексика, которая родилась для выражения эмоций в сверхэкстремальных ситуациях, постепенно заполоняет повседневную речь и стала своего рода атрибутом пониженного уровня культуры.

Замечаю, что использование брани проникает в СМИ и публичное пространство. Это опасное влияние на формирование мировоззрения молодежи. Она не просто обесценивает и опошляет высокие идеи, но и разрушает само понятие уважения к языку и культуре. Мы теряем глубокий смысл, теряем нюансы в коммуникации.

Приведу пример группы «Ленинград». Это, безусловно, талантливая группа, в своё время их музыка звучала на студенческих тусовках. Но, когда я слушаю их песни, мне кажется, что, если убрать из них мат, то и хуже не будет. Вспомнить если Высоцкого — он был брутальным и сильным, но никогда не использовал ненормативную лексику, чтобы донести свои мысли до слушателя. Он передавал настоящую силу слов, не прибегая к грубости. Именно это и делает его творчество поистине вечным.

Отказаться от употребления бранных слов — это не значит лишиться чего-то ценного. Наоборот, это значит обрести больше: расширить свой лексический запас, стать более выразительным и образованным человеком. Я твердо верю, что большая роль в борьбе с ненормативной лексикой принадлежит образовательным учреждениям и семье. Нам нужно быть внимательными к тому, какой пример мы подаем младшему поколению. Старшие должны вести за собой, показывать, как можно общаться эффективно и достойно.

школьники на уроке

«Упрощение до примитивной нормы»

Худрук и постановщик «МАТа» Ольга Галушкина

Ольга Галушкина, худрук и постановщик Молодежного авангардного театра (МАТ):

– Я не согласна с тем, что ненормативная лексика оправдана в художественном контексте в целом. Это не универсальное средство выразительности, а, скорее, упрощение, способ скрыть отсутствие настоящего мастерства. Авторы, прибегающие к ней в своих произведениях, часто просто не в силах найти более тонкие и изящные способы выразить свои мысли и эмоции. Я уверена, что любое сильное чувство можно передать литературным языком, и это будет звучать намного более ярко и впечатляюще, чем просто грубая брань.

Мат как часть генетической культуры, безусловно, присутствует, но его место не в массовой коммуникации, а в строго определённых рамках, когда он становится инструментом в руках настоящего мастера, умеющего обращаться с ним аккуратно и целесообразно. Ведь мастерство заключается именно в умении использовать язык богато и тонко, а не в его упрощении до примитивной формы.

Читайте классическую и современную литературу, изучайте поэзию, обращайте внимание на богатую палитру языка. Обратите внимание на то, как работают с языком писатели и поэты, как они подбирают слова, строят предложения, создают образы. В русском языке – огромный потенциал, бесчисленные синонимы, метафоры, фразеологизмы.

«Что делать без запретных слов?»

Павел Великжанин, поэт, лауреат ряда крупных литературных конкурсов:

Поэт Павел Великжанин

– Слишком много её, этой лексики. И всё больше и больше. Логично: сорняки растут буйно и сами по себе, в отличие от культурных растений. А уж если сорняки удобрять, а культурные выпалывать да гербицидить, то и подавно.

Причины те же, что и в целом по культуре. Как сорняки – это часть экосистемы, так и мат – это часть языка. Но раньше это была вполне определенная часть с вполне определенными функциями в большой системе речи. Функциями повышенной эмоциональной экспрессии в стрессовых ситуациях. Попал по пальцу вместо гвоздя – выругался – полегчало. Или, когда при ночных штурмах узнавали своих по густому русскому мату. Так что это вроде сильнодействующего средства. Мощного стимулятора.

А сейчас такую лексику начинают применять просто так. Без цели, без смысла, без тех ситуаций, когда это имело бы обоснованную причину. Как следствие – это речевое средство теряет свою выразительность. Выдыхается. Вырождается. Перестает действовать. И что тогда делать без этих последних, запретных слов?

В культуре всё четко: вот зоны для разрешенных слов, вот зоны для запрещенных слов, ненормативных. Размытие границ между ними – ничего хорошего. Это будет «тепловой смертью Вселенной» применительно к языку. Кто-то из великих говорил, что нет ничего смешнее ненормативных слов, набранных типографским шрифтом.

Ненормативная лексика влияет на восприятие говорящего окружающими. Это восприятие меняется в зависимости от контекста. Это как одежда. Одно дело – ремонт авто в гараже. Другое дело – званый обед. Или посещение театра. В культуре есть место и высокому, и низкому. И цветам, и корням. Пока матерные корни слов скрыты под землей, они выполняют свои функции. А если корни вытащить из-под земли на всеобщее обозрение (в тот же спектакль или книгу, к примеру), всё дерево начнёт гибнуть.

Справка «ВП»

Согласно Кодексу об административных правонарушениях нецензурная брань в общественных местах влечёт наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Дарья ИВЛЕВА

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь