Найти и обезвредить: сапёры, кинологи и водолазы ОМОНа «Сталинград» рассказали о буднях инженерных войск  

Взрывотехник Руслан Б. в защитном костюме сапёра
реклама

21 января страна отметила День инженерных войск. Накануне, 20 января, мы побывали в гостях у инженерно-технической группы ОМОН «Сталинград» Управления Росгвардии по Волгоградской области. У тех самых ребят, которые, что называется, каждый день под Богом. Потому что их работа – обнаружить и нейтрализовать то, что в считанные секунды может уничтожить сотни людей.

Водолазы и малинуа

Инциденты, угрожающие безопасности людей, в нашем городе и регионе, увы, случаются. Тревожные находки времён Великой Отечественной, изготовленные на дому самодельные взрывные устройства (СВУ), бесхозные сумки, сигналы о минировании школ и торговых центров и даже подброшенные муляжи боеприпасов – со всем этим приходится сталкиваться взрывотехникам, сапёрам и кинологам инженерно-технической группы ОМОН «Сталинград». Именно они выезжают на «сработку» первыми и идентифицируют страшные находки. Или после тщательной проверки сообщают о ложном вызове.

Командир инженерно-технической группы ОМОН «Сталинград» подполковник полиции Сергей О. и инженер-сапёр группы Виктор А.

— История первых отрядов ОМОН начинается с 1988 года, а непосредственно инженерно-технические отделения (ИТО) появились в их составе в 1993 году, — рассказал нам командир отделения подполковник полиции Сергей О. – Они были необходимы для того, чтобы ОМОН мог функционировать полноценно. У нас есть уникальные специалисты: кинологи – взрывотехники и водолазы – сапёры. И теперь мы как единый механизм. В 2018 году во время чемпионата мира по футболу именно специалисты нашего подразделения обеспечивали безопасность акватории «Волгоград Арены», обследуя дно на наличие взрывоопасных веществ. Поэтому подготовка здесь очень серьёзная.

На территории, где базируется инженерно-техническая группа, есть небольшой бассейн для тренировки водолазов, свой кинологический питомник, спортзал и всё, что необходимо для развития и совершенствования служебных навыков и физической формы. Здесь даже двери в кабинеты подпирают чугунными гирями…

Юлия У. и Карина

— В нашем питомнике только немецкие овчарки и малинуа, — рассказала нам кинолог Юлия У. – Они очень способные и работают только со взрывчатыми веществами. Сюда я попала переводом с другого места службы, где мою собаку, тоже немку, списали по возрасту. Ей было 12 лет. Я забрала её к себе, но она в этом году погибла… Больше я пока не хочу никого заводить. Достаточно моего питомца Пилата.

Четвероногий специалист по взрывчатым веществам — немецкая овчарка Карина

Кинологическая служба первой выезжает в эпицентр событий. Ведь этим собакам под силу распознать порядка 15 тысяч оттенков запахов взрывчатых веществ. А человек в состоянии различить лишь 150.

— Собака обходит обозначенную территорию, находит объект с запахом и садится с ним рядом, — продолжает наша собеседница. – Или ложится. Если же тревога ложная, то она просто возвращается ко мне. Натаскивают собак поэтапно: от простого к сложному. Поначалу в открытые колбы кладутся вкусняшки, они съедают их и слышат от наставника команду поощрения. Так у них формируется интерес. Затем вместо сладостей в колбах появляются химические вещества, обнюхивая которые и запоминая их запах, животные также получают вкусняшку и слышат ту же поощрительную команду.

Малинуа в вольере

Беспилотники и метеозонд

Финальной стадией является натаскивание на ряды: животное должно обнюхать все выставленные в ряд колбы, не пропустив ни одной, и вновь получить поощрение.

Служебная собака породы малинуа

— Однажды мы выезжали на термос, — улыбается Юлия. — Бдительность проявил школьный охранник, увидев оставленный в коридоре термососуд, на котором тикали часы, и решив, что это бомба. Вызвали нас, но Пилат обнюхал объект без особого интереса и пошёл дальше. Оказалось, что термос кто-то просто выронил, внутри него оказался чай, а на корпусе был не циферблат, а температурная шкала…

Служебная собака, немецкая овчарка Пилат

Диковинные истории в работе сапёров не редкость.

Взрывотехник инженерно-технического отделения ОМОНа «Сталинград» Руслан Б. с миноискателем в мобильной лаборатории

— В Волжском был интересный случай, когда кто-то подложил под машину флакон с парфюмом в форме гранаты, — комментирует полицейский взрывотехник Руслан Б. – Столько времени на него ушло! А недавно в 28 микрорайоне кто-то из волжан набрал себе металлолом, хотел сдать, а потом выяснил, что это боеприпас, и просто бросил во дворе дома. Его нашли жители и выложили в Телеграм, где мы его и увидели.

Был в Волжском и еще один похожий случай.

— Компания пьяных мужчин и женщин нашла железяку, — продолжает взрывотехник. — Попробовали — тяжёлая, взяли с собой, чтобы сдать. Приволокли на остановку, решили разглядеть поближе, а это оказался боеприпас времён войны. Те с перепугу бросили его прямо на остановке и сообщили в полицию. Остановку оцепили, автобусы подъехать не могут… Тоже оказался снаряд времён войны, который мог сдетонировать в любой момент. Поэтому мы выезжаем всегда со своей мобильной лабораторией, где есть спецконтейнер для перевозки.

Работали специалисты инженерно-технической группы даже на Олимпиаде в Сочи.

— Там забавный случай произошёл, — вспоминает командир отделения. — Женщина для проверки поставила сумку, и камера показала, что внутри находится самодельное взрывное устройство. Чётко просматривалась коробочка, стержень детонатора и проводки. Женщина всё бегала вокруг, руками махала, спрашивала, когда ж ей сумку отдадут. А её отправляли на безопасное расстояние. Потом выяснилось, что сумка принадлежит ей, и начались вопросы о том, что внутри. А там оказались мыльница, ручка и наушники… Много раз мы выезжали на сувенирные муляжи, которые продаются на Мамаевом кургане. А однажды участник СВО возле подъезда гранату оставил. Какая-то бабушка банки ненужные выставила (может, кому сгодятся), а он в одну из них гранату и положил. Может, избавиться так хотел…

Взрывотехник Руслан Б. надевает защитную амуницию

Совсем недавно вотчиной инженерно-технической группы стали и беспилотники, которые нет-нет да и падают с неба.

— Хорошо, что люди сообщают о своих находках, — поддерживает беседу инженер-сапёр Виктор А. – Не так давно в Котово выезжали: охотники упавший дрон нашли. А в прошлом году ездили в Кумылженский район по сигналу тракториста, который увидел, как что-то светящееся упало прямо посреди поля. Вызвал участкового. Тот тоже не смог определить, что свалилось на пашню. Решили, что квадрокоптер, вызвали нас. Мы приехали и увидели метеозонд. Обычный, с небольшим надувным шаром, к которому подвешена пенопластовая коробочка с датчиком, снимающим показания. Он отработал и упал прямо на поле, всех перепугав…

В случае БПЛА-находки специалисты по беспилотникам сообщают: что это за модель, опасна она или нет, и, исходя из полученной информации, принимается решение: обезвреживать дрон или уничтожать.

шеврон Росгвардии

«Здесь я служу около полугода, — рассказал нам специалист по дронам Илья Н. – Консультирую ребят по всем известным видам беспилотников. И управляю ими сам. С безопасного расстояния исследую объекты с помощью квадрокоптеров и предоставляю информацию. Сам нахожусь на расстоянии 500-1000 м. Это позволяет снизить риск работы сапёров. Ведь сейчас есть такие датчики цели, которые реагируют на приближающийся автомат, металлоискатель и даже телефон, вызывая детонацию и взрыв».

КЗС и Святой Парфорс

Кинолог со взрывотехником всегда работают в паре. Сначала объект визуально осматривает взрывотехник. Затем он инструктирует кинолога, чтобы собака ничего не задела. И только после её осмотра и подтверждения опасности он надевает защитный костюм весом 35 кг и работает. КЗС обеспечивает защиту человека при разминировании в случае взрыва противопехотных фугасных мин типа ПМН на расстоянии 1 м, металлических осколков гранат типа Ф-1 на расстоянии 5 м и пуль. Он гораздо тяжелее водолазного снаряжения. Наш корреспондент не смог оторвать от земли даже куртку…

Взрывотехник в защитном костюме КЗС весом 35 кг

— С началом СВО появилось много нового, зарубежных боеприпасов, — рассказывает командир отделения. — Повышать квалификацию нужно регулярно, очень важны коллективные занятия, на которых сапёры рассказывают, с чем им приходилось столкнуться. Что же касается страха… То он есть всегда. Нужно просто учиться им управлять.

Впрочем, наряду с тотальным обновлением находок и появлением беспилотных летательных объектов в жизни специалистов инженерно-технического отделения по-прежнему много воспоминаний о войне.

— В нашей службе очень часто приходится сталкиваться со снарядами времен Великой Отечественной, – рассказывает взрывотехник Руслан. — Наша земля сама их постепенно выталкивает. Каждую весну. Мы называем их подснежниками. Это происходит как во время прокладки коммуникаций, так и с грунтовым водами и прочими рельефными тонкостями. Наиболее часто попадаются гранаты Ф-1, миномётные мины, противотанковые снаряды.

Впрочем, не менее частым поводом для выезда мобильной лаборатории являются находки криминального характера. И довольно часто их находят в воде.

передых на ходу

— Сколько было поднято на волгоградской набережной сброшенных патронов, гранат и прочих боеприпасов, — сокрушается инженер-сапёр. – Криминальные элементы любят, как говорится, «концы в воду». Пруд на Ангарском особенно этим отличается. А еще много времени и сил отнимают телефонные хулиганы. С 2022 года поступает много звонков с Украины о всевозможных лжеминированиях, каждый из которых мы обязаны проверить. Особенно жаль в такой ситуации кинологов, потому что львиная доля работы в этом направлении ложится на них.

А что происходит с опасными находками? Как их обезвреживают?

— Когда криминалисты определили, что за объект мы нашли, его направляют на уничтожение, – продолжает командир группы. – Мы определяем с помощью электродетонатора или капсульного детонатора, можно ли этот предмет подорвать. Проводим эксперимент и выясняем: пригоден ли он для взрыва. Если да, то уничтожаем.

Мобильная лаборатория

А еще нам удалось заглянуть в святая святых – одну из мобильных лабораторий отделения, которая разместилась в микроавтобусе. Внутри оказалось довольно уютно. Помимо мобильной рации, холодильного ящика и электропреобразователя, в авто на стеллажах разместились лопаты, пила, топорик, молот, металлоискатель, щуп, болгарка, фары дополнительные для освещения ночных работ и даже игрушки для собаки.

Дополнительное освещение в мобильной лаборатории для работы ночью

В завершение беседы удивительные люди, рискующие жизнью каждый день, сбили градус накала фирменным чёрным сапёрским юмором. Кому-то он покажется жёстким и неуместным. А по мне — так это просто разрядка.

— Вообще сапёров часто называют «одноразовыми» и говорят, что они, в отличие от десантников, летят не сверху вниз, а снизу вверх, — смеётся Виктор. — А когда сапёрам говорят: «Доброе утро», они обычно отвечают: «Не доброе, а последнее…»

А еще у них есть свои приметы и хохмы.

— Мы не жмём друг другу руку на прощание, – улыбаются Сергей и Руслан. – Стоит только это сделать, как обязательно нарисуется новый вызов. И машину мы в бокс до конца смены не загоняем. Как только загонишь, сразу выезд намечается. Так водителю и говорим: не загоняй! А вы знаете, какому богу молятся сапёры? Святому Гексогену*! А кинологи – Святому Парфорсу**!

Вот такие они, ребята из инженерного отделения. Простые, весёлые и неимоверно сильные духом. Пусть у них всё и всегда будет хорошо.

* – взрывчатое вещество

** – строгий ошейник

Взрывотехник со щупом

и еще немного эмоций…


Эмблема спецназа
Кинолог Юлия У. и четвероногий специалист по взрывчатым веществам — немецкая овчарка Карина
Электрический преобразователь
стеллажи мобильной лаборатории

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь