На спор стал летчиком
В Мариновке сегодня базируются фронтовые самолеты СУ-24МР отдельной разведывательной эскадрильи. А накануне праздника опытные военные летчики начали обучать пополнение.
Молодые офицеры, вчерашние выпускники военных вузов со всей страны, сегодня впервые поднимаются в воздух на самолетах этого класса.
Андрей Чиженок родился и вырос в Волгограде. Как и многие мальчишки, в детстве мечтал стать космонавтом, но получилось немного иначе.
– Первые впечатления от пролёта военных самолетов я получил, когда учился в десятом классе, – рассказывает офицер. – Я никогда не забуду, как с отцом ходили на набережную смотреть выступление «Стрижей». Стоял как завороженный, а потом сказал, что тоже хочу быть летчиком.
Услышав об изменениях в жизненных планах своего сына, глава семьи лишь улыбнулся и сказал, что «не выйдет». Но юношеский максимализм сделал свое дело. Андрей стал лучше учиться и больше заниматься спортом. После окончания школы подал документы в Воронежское летное училище, но не поступил. Вернулся домой, выбрал гражданскую специальность. Но через год повторил свою попытку, и был зачислен в Краснодарское высшее военное авиационное училище.
Стоит ли говорить, что несмотря на все переживания семья Чиженок гордится своим сыном. А особенно тепло молодой летчик рассказывает о младшей сестре Варваре. 10-летняя девочка души не чает в своем старшем брате.
– Мне кажется, что она рада за меня больше всех в нашей семье. Домой приезжаю редко, но каждый раз в своей комнате нахожу новый рисунок самолета или летчика от Вареньки, – немного смущаясь, говорит Андрей.
На этом наш разговор заканчивается, молодого офицера ждет его наставник. Всего через 10 минут они должны уже быть в воздухе. Пора учиться летать.
Почесать самолету брюшко
А учиться есть у кого. Инструктор Андрея – майор Сергей Аникин, летчик первого класса. В военную авиацию он пришел почти 30 лет назад. Рассказывает, что в середине 90-х авторитет армии упал настолько, что в строю остались только самые преданные. В послужном списке майора не только операция в Сирии, куда и по сей день старшие офицеры регулярно летают в командировки, но и обеспечение сохранности границ после присоединения Крыма к России. Сами летчики рассказывают о своих боевых вылетах сухо, без подробностей. Что-то секретно, а что-то просто считают обычной работой. Кроме Сирии и Крыма, военнослужащие этой эскадрильи участвовали в установлении мира в Осетии в 2008 году.
– Война – это наша обычная работа. «Родина сказала: «Надо», мы ответили: «Есть!». Но главное – мы знаем, что нас дома ждут. Я должен вернуться, – уже на ходу говорит нам Сергей Евгеньевич.
И действительно, за спиной у майора не только ответственность за молодое поколение летчиков-разведчиков, но и семья – любимая жена Светлана и трое сыновей, младшему из которых всего год.
Летчик и инструктор садятся в кабину. Инженеры заканчивают последние приготовления к вылету. Увидев, что собираемся снимать их, майор жестами из кабины показывает, что нельзя. Секретно?
Тут же нам объясняют, что фотография перед вылетом – дурная примета, и что все снимки сделаем, когда самолет вернется на аэродром. Это может показаться странным, но по-другому они уже не могут. Ни один летчик не полетит, если увидит, что на киль самолета села ворона. Это считается самым дурным знаком. А еще перед вылетом разведчики разговаривают со своими «железными птицами». Что говорят – секрет, но у каждого есть свои заветные слова. А еще, если хорошо почесать самолету брюшко, то полёт точно пройдет на отлично.
Сядем все
Под рёв турбин самолет выходит на рулёжку. Включены навигационные огни, секунды – и «Сушка» начинает разгоняться по полосе. Рёв усиливается, и вот уже «разведчик» в небе.
– Заложило уши? – сзади спрашивает кто-то. – Ничего, сейчас пройдет, это с непривычки.
За спиной стоит инженер авиационного комплекса Сергей Широкоступ. Он один из тех, кто отвечает за техническое состояние борта. Один самолет перед вылетом осматривают десять специалистов, и у каждого – своя зона ответственности. Это именно те люди, которые отвечают за жизни членов экипажа.
– Предполетная подготовка занимает четыре часа, а потом еще около часа – между полетами, – рассказывает специалист. – В мои обязанности входит контроль за механиками и пристёгивание экипажа в кабине.
Без инженерной службы ни один экипаж не отправляется и в командировки. Последняя у Сергея была в Сирию. Всего в этот день было совершено более 20-ти вылетов на скоростях от 500 до 1000 км/ч на высотах до тысячи километров, с привлечением к проведению полетов около 100 военнослужащих инженерно-технического и лётного составов, а также около 30-ти единиц специальной техники и самолетов авиационного полка.
– Главной целью лётной смены являлась подготовка молодых летчиков к действиям в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью, а также к полётам в составе пар на малой и сверхмалой высотах, – рассказал командир части полковник Василий Пономарёв после окончания учебных полетов. – Мы должны научить их не только летать, но и садиться. Каждый обязан вернуться домой.
фото автора и Дмитрия Мещерякова
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru