Наталья Зыкова: «Фестиваль «Видеть музыку» позволяет найти свое место в контексте музыкального театра»

1303
реклама

Театр «Царицынская опера» буквально вырвался на Пятый фестиваль музыкальных театров «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ», который прошел в Москве. Волгоградский театр покорил московскую публику оригинальной постановкой «Кармина Бурана» К. Орфа. Исполнительный директор Ассоциации Музыкальных Театров Наталья Зыкова с удовольствием пообщалась в перерыве между бесконечными телефонными звонками и многочисленными корректировками, которые сопровождали фестиваль до самого завершения.

Планы меняются каждый час

Наталья, расскажите, пожалуйста, о сложностях, с которыми пришлось столкнуться при проведении Пятого фестиваля «Видеть музыку».

— В связи со сложной эпидемиологической ситуацией, сложившейся в стране, в расписании фестиваля постоянно происходили изменения. Очень многие театры не смогли приехать. Замены, вводы, изменение репертуара… каждый день были какие-то новости. Перед выступлением волгоградского театра был театр оперы и балета Коми. При посадке на самолет они не досчитались нескольких артистов, пришлось срочно пересаживать пульты в оркестре. Северский музыкальный театр вводил главных исполнителей в спектакль за последнюю неделю перед отьездом. Санкт- Петербургская опера успела переболеть на 70%, и смогла приехать. Санкт-Петербургский детский музыкальный театр «Карамболь» — завсегдатай фестиваля не побоялся привезти более ста человек, в том числе и юных артистов. Впрочем, в программе фестиваля случались не только замены и корректировки, в срочном порядке появлялись театры, которые мы не планировали изначально приглашать: так, Хабаровский музыкальный театр поставил настоящий рекорд, артисты приехали с современным камерным балетом, собравшись буквально за один день. Омский музыкальный театр преодолел много препятствий, и приехал очень оперативно, им пришлось даже распилить декорации, чтобы взять их с собой в авиа-багаж. Театр оперы и балета республики Саха (Якутия) приехал с мировой премьерой балета, которую не видели еще местные зрители. Ситуация показала, что малые формы проще привезти и поставить в программу. К счастью, наши партнеры – гостиницы, транспорт с пониманием относились к ситуации, мы оперативно вносили корректировки в программу, меняли списки гостей. Каждый театр, который смог выбраться на фестиваль, совершил настоящий подвиг.

Панорама театральной жизни

Фестиваль «Видеть музыку» — это некий срез реальной жизни современного российского музыкального театра?

— Именно так. Фестиваль — это калейдоскоп театральных событий, который позволяет театрам обмениваться опытом и найти свое место в контексте музыкального театра. Каждый театр сам отвечает за то, что хочет показать в рамках фестиваля. Для театров это дорогое удовольствие, мы предоставляем площадку и оплачиваем гостиницу.  Спектакли региональных театров показывают на всех оперных сценах Москвы: в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, «Новой опере», «Геликон-опере», Большом театре и Камерном музыкальном театре имени Покровского (новом филиале Большого театра), Московском государственном академическом детском музыкальном театре имени Наталии Сац.

Получается, что региональные театры обмениваются опытом и определяют «правильность» направления, в котором они двигаются?

— У всех театров разные ресурсы, силы, творческие возможности. Каждый театр – член Ассоциации музыкальных театров выстраивает свой репертуар и имеет о нем определенное мнение. Критики и театральная общественность на круглом столе обсуждают и выносят свои вердикты — так формируется контекст музыкального театра России. Есть спектакли для элитной публики, которые двигают вперёд и театры, и актеров, второй тип спектаклей направлен на развлечение публики. Таких спектаклей гораздо больше. Директора театров могут посмотреть на себя со стороны, что-то позаимствовать в работе других театров, увидеть свое творчество в общем контексте музыкального театра. Для этого и создан наш фестиваль «Видеть музыку». Кстати, хорошие спектакли не рождаются каждый год и самое лучшее приезжать на фестиваль один раз в два-три года. Мы подводили итоги и увидели, что практически все 62 театра (за исключением некоторых театров из стран СНГ, которые не могут приехать) – члены Ассоциации музыкальных театров побывали на нашем фестивале хотя бы один раз за эти пять лет. 

От Моцарта — к Орфу

Ваше впечатление о волгоградском театре?

— Каждый театр пропускаю сквозь душу. С интересом слежу за развитием «Царицынской оперы», жизнь театра стремительно изменилась с приходом директора Леонида Пикмана. В 2018 году волгоградцы успешно представила оперу Моцарта «Cosi fan tutte» — «Так поступают все или школа влюбленных» на сцене Театра «Геликон-Опера». В этом году театр привез произведение немецкого композитора Карла Орфа «Кармина Бурана». Волгоградцы не побоялись приехать на фестиваль и представить на суд критиков и театральной общественности сложную и массовую постановку.

«Кармина Бурана» впервые была представлена в рамках фестиваля?

— Это не первая сценическая трактовка знаменитого произведения в рамках фестиваля. Волгоградская «Кармина Бурана» прошла после одноименной постановки в исполнении Донецкого театра оперы и балета. Кстати, «Новая опера» тоже не против поставить это произведение в следующем месяце. Конечно, зрителям интересно сравнить постановки, разные трактовки произведения, сравнить вокальные и постановочные силы. А зрители на фестивале «Видеть музыку» не случайные, им интересны тенденции музыкальных театров страны.

Кстати, как вам удаётся приглашать зрителей, когда планы меняются чуть ли не каждый час?

— Публика идёт. понимая обстановку. Люди звонят, интересуются, будет ли спектакль, приехали ли артисты? Мы благодарны своим зрителям, ведь к нам приходят только те, кто жить не могут без театра. И это было заметно на спектаклях по благодарной реакции. У меня есть зритель, который ходит на все оперные спектакли фестивалей. Я с ним с удовольствием познакомилась. Ему нравится, он получает удовольствие от выступлений оперных театров страны. Конечно, у нас отсечены зрители 65 + и молодежь сидит сейчас на «дистанционке». Наполняемость зала 50% и рассадка через одного. Получается, что сегодня мы имеем «выкристаллизованных» зрителей, для которых ходить в театр жизненно необходимо.

Беседовала Анжела Буцких