«Нейросети тащат мертвецов»: волжский поэт рассказал о творчестве в эпоху искусственного интеллекта

реклама

На днях стало известно, что книга волжанина Павла Великжанина «Земля растет макушкой к северу» номинирована на главную национальную литературную премию России «Слово». Книга вышла в издательстве «СТиХИ» и была представлена на поэтическом фестивале, проходившем в ноябре в Светлогорске и Калининграде. Наш корреспондент связался с Павлом, чтобы узнать подробности этого события. А заодно — поговорить с поэтом о его творчестве и жизни.

Павел Великжанин на фестивале в Калининграде

Поэзия востребована не меньше, чем в 60-е…

Павел, о чём ваша книга, какова она по структуре, и сколько времени ушло на её создание?

– В мой сборник «Земля растет макушкой к северу» вошли стихи, написанные начиная где-то с 2003-2004 года и по 2025 включительно. Так что на создание книги ушло больше 20 лет, если брать по максимуму.

Вышла она в книжной серии «Сингл», а это, кстати, самый большой поэтический книжный проект в современной России. Там издавались, например, Анна Долгарева, Александр Пелевин и многие другие ведущие современные авторы. Попасть в их число — для меня большая честь.

А еще серия «Сингл» имеет очень оригинальный дизайн, похожий на винтажные виниловые диски. Поэтому структура моей книги также напоминает грампластинку: два раздела – как две стороны. Первая называется «Скит для скитальца», а вторая – «Раскрытые крылья дверей». Одно из вошедших в сборник стихотворений называется «Виниловое небо», и в нем речь идет про «музыку небес» на кончике скользящего по бороздкам созвездий такого известного архитектурного шпиля, как Адмиралтейская игла.

А вот о чем книга, не скажу. И не из вредности. Просто не могу стихи пересказать прозой, а 20 лет жизни автора не впихнуть в пару предложений. Пусть лучше на этот вопрос ответят читатели – каждый сам для себя.

Как считаете, есть ли сейчас шанс у поэзии так же влиять на людей, как это было в 60-х, когда на выступления Рождественского, Евтушенко, Ахмадулиной собирались целыми стадионами?

– Поэзия и сейчас востребована не меньше, чем в 60-х годах, просто теперь стадионы перекочевали в интернет. Я иногда с удивлением нахожу свои стихи в самых неожиданных местах: то в репортаже со слёта доярок, то на форуме цветоводов, то в учебном пособии для ЕГЭ…

Главное, писать хорошо и от души, во всю силу излучать – а уж кто, где и когда примет этот сигнал, нам не дано предугадать. А даже и не примет – не печаль: рукописи не горят, а стихи со временем становятся, как вино, только лучше.

А вообще тяга к поэзии, как мне кажется, заложена в каждом из нас. Очень хорошо это вижу на примере своих детей: они так неподдельно радуются красивым остроумным строчкам, где-то случайно вычитанным или услышанным. И даже сами пробуют что-то сочинять. Клянусь, я их не заставляю! Просто им нравится.

Про рэп и прозу

Каково ваше отношение к рэпу? Хотели бы сделать что-то в этом направлении, может, в сотрудничестве с каким-нибудь рэпером?

– Рэп бывает очень разным. Поэтому к хорошему рэпу отношусь хорошо. У меня самого есть несколько текстов, довольно близких рэп-стилистике. Но к поэзии близок не только рэп. Любая хорошая песня ничем не хуже в этом отношении. Я люблю и рок, и фолк, и бард-музыку, и многие другие направления. А если мои стихи отозвались в ком-то музыкой, и родилась песня на них – это вообще замечательно! Всегда радуюсь такому и открыт для сотрудничества абсолютно всем.

Почему поэзия, а не проза?

– Жизнь и так сплошная проза, зачем же проза еще и в творчестве? А если серьезно, то мне гораздо ближе та высокая концентрация смысла и та высоковольтная энергия эмоций, которые характерны именно для поэзии. Да и писать стихи мне проще. Для поэзии не нужен письменный стол, груды черновиков и масса времени на их переписывание. Поэзия целиком помещается в голове: там рождаются образы, сочетания слов, крутятся в сознании, складываются, переделываются. Потом черкнул несколько строк в блокнот или телефон на бегу – и вот уже стихотворение. А на прозу нет времени, к сожалению. Почитать ее – еще удается выкроить несколько лоскутных часиков, пока едешь в транспорте, ждешь в очереди и так далее.

— А что читаете, если не секрет?

— В чтении прозы я тоже предпочитаю в последнее время тексты сильной концентрации и высокого напряжения, а это, как правило, умная хорошая фантастика. Поэтому мой топ-5 любимых авторов из числа современных таков: Вячеслав Рыбаков, Евгений Лукин, Олег Дивов, Святослав Логинов, Андрей Лазарчук (особенно в паре с Михаилом Успенским).

Про красоту простоты

Кто из поэтов, писателей, художников или музыкантов на вас наиболее повлиял?

– В той или иной мере повлияли своим творчеством, наверное, все, кого я читал, видел, слышал. Но мне хотелось бы сказать отдельное спасибо волгоградской поэтессе Елизавете Викторовне Иванниковой. И вспомнить добрым словом волжского поэта Александра Александровича Рогозина. Они помогли мне сделать первые и самые важные шаги в мире литературы.

Как вы назвали бы своё направление в творчестве?

– В творческой среде иногда почему-то любят резко противоположные векторы и жаркие споры: славянофилов и западников, либералов и почвенников и так далее. А вот, например, обычное дерево свою макушку направляет в высь неба, а свои корни – в глубь почвы. И всё это одновременно, ничуть не противореча само себе. Вот и мне очень близок такой органичный синтез противоположностей, которые, по сути, составляют единство. А уж какое название этому подобрать – дело десятое. Пусть будет так: красота простоты.

Какие течения вас привлекают в искусстве больше?

– В живописи мне близок «суровый стиль», в поэзии – акмеизм, в музыке – бард-рок и фолк-рок. Но хорошая чистая вода есть практически в любом течении. Мне нравятся отдельные авторы и отдельные вещи самых разных направлений. Так что склонен считать все эти группы, течения, направления большой условностью. Даже стихи об этом написал про поэтов-альпинистов, взбирающихся на гору Парнас по противоположным склонам, с таким вот финалом:

Своя у каждого тропа,

Но все они ведут к вершине.

Павел удостоен почётного знака «За вклад в развитие Волжского»

Человек против «чат-гопоты»

Можно ли научить человека писать талантливые стихи на профессиональном уровне, или это нечто, данное свыше?

– Мне кажется, что искорка таланта есть в каждом человеке с самого рождения. А дальше эту искру можно раздуть в нечто большее, а можно и задуть, затоптать. И даже самому большому самородку-алмазу нужна огранка и шлифовка, чтобы стать настоящим бриллиантом. Поэтому без учебы, без труда – никуда.

Вы жили в Волжском и, наверное, помните слова его гимна. Как вам этот текст? И не хотели бы предложить свой вариант главной песни города?

– Насколько я знаю, слова и музыку гимна Волжского написал волжанин Евгений Крюков. Я немного с ним общался по разным поэтическим делам, благодарен за дельные советы, которые он давал. Светлая память ему! А гимн у города хороший, зачем мне его переделывать? Вот если напишутся другие хорошие песни о Волжском, это лучше. Пусть будут не вместо, а вместе с нынешним гимном.

Каково ваше отношение к искусственному интеллекту, способен ли он написать стихи на уровне большого поэта?

– Пока что искусственный интеллект в сфере поэзии играет в кубики, так и эдак переставляя придуманные кем-то раньше образы, комбинируя готовые словесные штампы. Не создавая ничего действительно оригинального, нового, живого.

По крайней мере, такое впечатление сложилось у меня по итогам «жюрения» нескольких поэтических конкурсов, куда время от времени стали присылать стихи, написанные всяческой «чат-гопотой» (ChatGPT и так далее). Всё-таки сведущий в поэзии человек вряд ли ошибется и высоко оценит такие ненастоящие, нечеловечные стихи.

Сейчас все эти нейросети тащат только мертвецов, и самозарождения живого поэтического слова там ждать пока не стоит. Но самое главное – а зачем этот искусственный интеллект вообще нужен в поэзии? Слово всегда было средством общения между людьми, а поэтическое слово – тем более. От сердца – к сердцу. Так зачем приплетать сюда «кардиостимуляторы»? Зачем заменять живое машинным?

Вы удостоены почетного знака «За вклад в развитие Волжского». А какое место занимает наш город в вашей жизни? Есть ли у вас там любимые места?

– Здесь я нашел любовь всей жизни, здесь родились мои дети, здесь живут много замечательных людей, знакомству с которыми я очень рад, и здесь, в конце концов, написаны многие хорошие стихи. Так что Волжский – навсегда в моей судьбе и в моем творчестве. Очень люблю весь наш город, многие места мне памятны, но особенно милы парк «Гидростроитель» и аллея Клавы Нечаевой.

Павел любит путешествовать

Читать стихи и не болеть

Что влияет на ваш выбор темы для очередного стихотворения? Из какого «сора» растут стихи?

– Мне иногда кажется, что не я выбираю тему стихотворения, а оно само выбирает время и место, чтобы прийти ко мне. Очень хорошо думается стихами в дороге, будь то пешая прогулка, поездка в маршрутке, в поезде и так далее. Но в целом у меня всё спонтанно и непредсказуемо:

Стихи пишут нами.

Стихи пишут нас.

Есть ли у вас хобби, что вас ещё интересует, кроме поэзии?

– Люблю читать, гулять на природе, вообще путешествовать. Недавно увлёкся плаванием на сапе. А еще, конечно, по мере взросления двоих сыновей прохожу с ними все этапы детско-юношеских увлечений: от настольного хоккея до набора юного химика.

Поделитесь с нашими читателями творческими планами…

– Планов особо не строю, но хотелось бы собрать все стихи о нашем Волго-Донском крае в отдельную хорошую книгу, выпустить ее в свет. Надеюсь, когда-нибудь это получится. А вашим читателям желаю прежде всего здоровья, особенно в этот простудный сезон. А ведь еще древнеегипетский фараон Рамзес библиотеку называл «аптекой для души», а книги считал лекарствами. Поэтому давайте будем читать хорошую поэзию и не болеть!

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь