Нет денег, чтобы дышать

реклама

На этот раз проблемой озаботился Совет Федерации. И есть отчего. В прошедшем году суммарный дефицит региональных бюджетов достиг рекордной отметки – 642 миллиарда рублей, в разы перекрыв аналогичные показатели предыдущих лет. Эта цифра была озвучена на состоявшейся в верхней палате парламента научно-практической конференции «Бюджетный федерализм: итоги и перспективы».

Итоги пока малорадостны. Излишняя, по мнению сенаторов, централизация налоговых поступлений, 54 процента которых достаются федеральному центру, приводит к тому, что собственных доходов у российских регионов становится все меньше и меньше. А вот расходные обязательства перед населением, наоборот, растут. За последние годы список полномочий социального характера, переданных правительством в ведение региональных властей, увеличился на 112 позиций.

Нагрузка оказалась неподъемной. По оценке Счетной палаты, для проведения социально ответственной политики, предусмотренной майскими указами президента России Владимира Путина, регионам в 2014 году необходимо 2,6 триллиона рублей. Имеющиеся же ресурсы покрывают эту потребность только на две трети. Дефицит приходится восполнять за счет банковских заимствований. Как результат, кредиторская задолженность регионов растет как на дрожжах. За прошедший год она увеличилась более чем в полтора раза – с 428 до 700 миллиардов рублей. «Еще год-два такой политики, и окажется, что все дороги выйдут из строя, энергетика, транспорт и так далее», – заявила с трибуны конференции спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Министр финансов Антон Силуанов остроту проблемы затушевывать не стал. Однако и радужных перспектив тоже не обрисовал. Не считать же таковыми обещание дать регионам больше прав в управлении своими расходами и неподтвержденную пока никакими правовыми актами готовность рефинансировать коммерческую задолженность перед банками более дешевыми заимствованиями из федерального бюджета.

О свободе распоряжения региональными налоговыми доходами министр даже не заикнулся. И тем самым оставил без ответа адресованное ему обращение спикера Совета Федерации: «Регионам надо дать глоток воздуха, чтобы они могли реально управлять бюджетными процессами, а не жить по принципу: что даст Москва с барского плеча, тем и распорядимся».

Из прозвучавших на конференции рекомендаций заслуживают упоминания предложения о введении регионального налога с продаж, переходе на зачисление подоходного налога по месту жительства и, внимание, о пятидесятипроцентном сокращении федеральных чиновников во всех субъектах федерации. «Они не нужны сегодня в таком количестве, – без обиняков заявила Валентина Матвиенко. – Ну не может быть такой ситуации, когда за все отвечают региональные власти и при этом в регионах находятся тысячи чиновников федерального уровня. До чего мы дошли?»

Если и этот, и другие прозвучавшие на конференции животрепещущие вопросы вновь повиснут в воздухе, перспективы кардинальных изменений в структуре межбюджетных отношений останутся столь же туманны, как и прежде. Напомню, кстати, что еще в 2011 году правительство обсуждало решение о проведении бюджетной централизации, которое, в случае его реализации, добавило бы в совокупную казну регионов триллион рублей. Как раз его-то сейчас и не хватает для полномасштабного исполнения майских президентских указов, направленных на усиление социальной политики, совершенствование систем здравоохранения и образования, решение проблем доступного жилья, качества услуг ЖКХ. Увы, дальше разговоров дело у кабинета министров тогда не пошло.

А тем временем новостные ленты продолжают приносить нерадостные вести для жителей российской провинции. Газета «Коммерсантъ», например, сообщила о возможной отмене пригородных поездов во всех регионах, кроме Московской и Ленинградской областей. Сведения, полученные изданием из анонимных источников в правительстве и ОАО «РЖД», уже имеют практическое подтверждение. В январе были отменены 144 электрички в 26 регионах. В феврале-марте железнодорожники намерены изъять из ежедневного расписания еще 139 электропоездов пригородного сообщения. Не минула чаша сия и Волгоградскую область.

В качестве причин сокращения называется отсутствие финансирования со стороны местных властей. К сегодняшнему дню задолженность регионов перед РЖД составляет 30 миллиардов рублей. И будет продолжать расти. В нынешнем году региональные бюджеты покрывают только 7,2 миллиарда рублей из 16,2 миллиарда, причитающихся российскому железнодорожному монополисту.

Есть мнение, что электрички не вписались в разрабатываемую правительством долгосрочную модель пригородного сообщения. Согласно предложениям Минэкономразвития приоритет в инвестировании должны получить более эффективные виды транспорта, в частности, автобусы. О том же говорят и новые преференции федерального министерства промышленности и торговли. В понедельник его руководитель Денис Мангуров заявил о свертывании программы льготного автокредитования. Отныне все меры государственной поддержки будут сконцентрированы на развитии грузового и автобусного транспорта.

Что ж, как говорится, нет худа без добра. Для Волжского, имеющего собственное автобусное производство, это, безусловно, благая весть. Государственная поддержка на его развитие явно поспособствует более результативному латанию дыр в муниципальном бюджете. Ну а тем из волжан, кто в свое время не поспешил воспользоваться льготным автокредитованием, остается только посочувствовать. Но что теперь поделаешь: кто не успел, тот опоздал.

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru