Она выросла в войну, обожала волейбол и не выбивала из винтовки меньше 9. Ее первая любовь закончилась трагедией, но она выкарабкалась и стала тем, кем хотела. Она высадила на откосе ГЭС сигнальную клумбу, запустила на ЭВТ вертикальное озеленение и настоящий пруд. Её коса была самой длинной в Волжском, а упрямство и фантазия всегда несли с собой свежий зеленый ветер.
Только её цветы
Надя родилась в Ногинске в 1933-м. В семье было четверо детей, она была второй. В первый класс её записали 1 июня 1941-го… Тогда многих эвакуировали, в классе осталось человек 8-10. Но занятия продолжались даже тогда, когда часть школы отдали под госпиталь.
Отца забрали в середине июня. Мать от эвакуации отказывалась, боясь, что он придет на побывку и не застанет никого. От бомбежки укрывались в бомбоубежище, а потом вырыли траншею на стадионе и прятались там. Помогали шить на фронт нижнее белье, а еду добывали, меняя на вещи.
Было туго. Но все затихло тогда, в победном мае, перевернувшем всю Надину жизнь.
В День Победы в городе не осталось ни одной ветки сирени. 12-летняя Надя горько плакала, стоя в сквере у вокзала, потому что нарвать победный букет у нее так и не вышло. И тогда она себе пообещала, что однажды засадит весь этот сквер цветами. Самыми красивыми. И это будут только её цветы.
Первый шаг
Первым шагом к Надиной мечте стал техникум зеленого строительства. Училась она с удовольствием и была, пожалуй, самым активным студентом. Именно в техникуме бойкая девчушка с толстыми косами бегала на коньках, участвовала в лыжне, играла в волейбол. А однажды в расположенной по соседству воинской части ее научили стрелять. Девчонки любили наблюдать с пригорка, как учат стрелять солдат. А однажды занятий не состоялось, и тренер позвал их. Сначала Надя не понимала, куда улетают ее пули. А потом, освоив прицел, меньше 9 уже не выбивала. И не раз первые места брала.
Когда в техникум пришла разнарядка на Волго-Донской канал, Надя долго не думала. Поехал ее преподаватель дендролог с семьей и еще восемь выпускниц.
Ей достались 4, 5 и 6 шлюз, между которыми было по 4 км и по колено песка. Как озеленять целину? Просто. Завозила землю, высаживала пирамидальные тополя. Через каждые два метра. Поливала водовозкой. Поначалу. А потом, когда саженцы окрепли и дотянулись до грунтовых вод, полив прекратился. Так и справилась. Даже медаль вручили за освоение целинных земель…
А потом к ней беда постучалась…
Горе
20 ей тогда было, когда они на катке встретились. Он работал на 5-м шлюзе, но в их компании оказался впервые. Надька, как увидела его, сразу и пропала. Как мячом волейбольным по голове получила. Володьке она тоже глянулась. Целый вечер снежками обстреливал, как пятиклассник. И катался только с ней. Словом, как взялись они тогда за руки, уже и не расцеплялись. Каждый вечер он к ней приплывал на пароходе – все капитаны его знали. И руководство было в курсе про их большую любовь. И все у них ладилось года полтора…
А однажды Володькин друг позвал ребят на свадебную вечеринку. Погода стояла теплая, и молодежь собралась в лесочке на берегу затона, на повороте Волги в сторону Астрахани. Было их шестеро. Моторку взяли у рыбаков. Славно отметили, стали собираться. А в те времена ремесленная шантрапа бузила. Как они забрели в лесок, никто уже и не помнит. Да только один из них камень в Володьку кинул, прямо в голову. А тот как раз наклонился, чтобы мотор запустить, и сразу на дно пошел. Ребята даже пикнуть не успели…
Искали его четыре дня: дельта ведь, водовороты. Все это время Надька на берегу сидела. Ей настил сделали, пить приносили, есть, уговаривали пойти спать. А для нее тогда как будто все кончилось. Весь белый свет. И весь зеленый ветер. Всё…
На четвертый день поиски прекратили и сообщили в Астрахань. Так и написали «наш труп, не пугайтесь». Водолазы тогда последнюю ходку делали и нашли… Схоронили.
Виктор
Время-то, говорят, лечит. Да, видно, не про Надьку это. Другое ей помогло из черноты выбраться — работой она забывалась.
Сделала она тогда после высадки ров для полива — между шлюзами. Позвонила, чтобы воду открыли – полить – и чуть трубку не выронила. Володькин голос. Сердце оборвалось. Разговорилась, затянуло, стала звонить сама.
А потом встретила его возле клуба. Ну точь-в-точь Володька: шинель на распашку… И похож… Внутри прямо ухнуло что-то.
Вот этим-то она и спаслась. Влюбились они с Виктором друг в друга, встречаться стали. А спустя сколько-то – поженились. Сын родился, Костя, и все наладилось.
На канале Надина миссия завершилась: зелень — красоту она навела, тесно ей там стало. Так, спустя восемь лет она и уехала – в Волжский.
А однажды, в 58-м, Надя в нашем молодом городе конкурс выиграла, не спортивный, «Русая коса» назывался. Объявление в газете прочла и решила померяться косами. Замеры производило жюри, причем, от самого нижнего волоска на затылке. Надиной косе тогда до пола всего 17 сантиметров не хватило. Куда там другим участницам! И тут всех сделала.
Красная клумба, голубые ёлки и Хрущев
А потом Надю на ГЭС позвали. Да и как не позвать девчонку, победившую целину? Конечно, она пошла. Не пошла, полетела! Там строители благоустройство-то сдали. А вот дальше его вести, эксплуатировать было некому. Вначале Надюшка мастером работала. Каждое утро один автобусный рейс. Виктор работал по 12 часов. В сад Костика водить было некому. Так Надя приспособилась его на автобус брать. Притормаживали в 22-м квартале, у садика, Костика спускали на землю, и дальше он топал сам. А Надя сидела, зажмурившись, до первого телефона. Добежит, позвонит, услышит от вахтера заветное «дошёл», выдохнет и — за работу.
Зеленая вотчина у нее была обширная! От монумента строителям коммунизма с прилегающим к нему сквером, до въездного знака «Волжский». Включая откосы и придорожные полосы.
Сажала она в удовольствие, очень хотелось, чтобы все-все-все зеленым было. И радостным. Деревья выбирала правильные: тополя, клены, акации, шелковицы. Те, что растут быстро, живут долго и климата нашего не боятся. А цветники какие растила! Однажды по просьбе руководителя гидроузла сделала на откосе сигнальную клумбу. С ярко-красными цветами, которые у Зои Сапожниковой в теплице взяла: сальвией, бегонией красной и другими. С Сапожниковыми она еще в Волго-Донском канале дружбу водила, и всегда советовалась.
А к приезду Никиты Сергеевича, когда она уже из мастера в начальника озеленения пробилась, ей и вовсе поручили те откос в сказку превратить. И превратила. Да в такую, что дух у всех захватило. Они ведь всегда были голые, крутые: в этих местах шлюзы очень сложные. Перепад большой. А Надя – ничего. Осилила. Семенами засадила, лейкой полила. Да только Хрущев тогда получасовую речь сказанул и уехал, сильно не всматриваясь… А жаль.
А еще Надя на ГЭС ёлочки голубые из Нальчика привезла – из питомника. Еле-еле выпросила разрешение на закупку 10 пятилеток с большим комом земли. Марлей их укрывала, сторожей ставила. И вырастила. Упрямая была и настырная, потому и ладилось у нее все.
10 лет на ГЭС отработала. Но, видимо, срок подошел. Ушла.
Виноградная стена и пруд в цеху
Руководитель Зарубежпроекта давно Надю звал. А тут – такая удача. Сразу и взял. Здесь ей для проектов нужно было зоны озеленения наносить. Скучища страшная…
Разве что кучу литературы по дендрологии перечла… Еле-еле 8 месяцев выдержала.
На ГПЗ-15 её переманили. Озеленять промасленную техникой почву было впервой. Тут тебе не песок! На ней вообще ничего не росло. Прямо, заговоренная. Тогда Надежда ножкой своей красивой топнула и завила, что будет вывозить всю испорченную почву, а на ее место засыпать новую.
И опять у нее все срослось. Сотни ходок самосвалы сделали, прежде чем верхний слой земли заменить. А Надя — снова к Сапожниковым. Набрала, цветов, кустов, деревьев и консультаций опять — таки. И все у нее снова зазеленело и заблагоухало.
Этот Надин подвиг, конечно, тоже незамеченным не остался. И следующим, кто ее переманил, оказался директор завода РТЭ, или тогда уже ЭВТ, на котором она задержалась на целых 25 лет.
Здесь она освоила вертикальное озеленение, запустив по цеховой стене дикий виноград, и подхлестывая его ползти на десятки метров вверх. Ни на одном из заводов такого не было. Ну, точно, зеленый вихрь.
А во вредном цеху с гальваникой у Нади получилось для рабочих целый пруд выкопать. С кувшинками жёлтыми, урнами, скамейками и навесом от солнца. Люди так прониклись этим уголком релакса, что долго Надю благодарили…
***
У нее и сейчас в душе зеленые вихри. В свои 89 лет она такие груши на даче вырастила! Чистый мед. «Волжская правда» лично убедилась…
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru
спасибо