Они лучше нас в 1000 раз: в Волжском реализуют программы дошкольного воспитания детей с ментальными нарушениями

301
реклама

Детский сад № 65 «Калинка» с 2008 года специализируется на работе с детьми, имеющими проблемы со здоровьем. Сначала здесь открылась группа для детей с задержкой психического развития. Теперь такие же действуют для малышей с интеллектуальной недостаточностью легкой, умеренной и тяжелой степени, детским церебральным параличом, расстройством аутистического спектра, с тяжелыми нарушениями речи, а также для детей с множественными патологиями.

О том, как организована эта работа, «Волжская правда» поговорила с заведующим МДОУ № 65 «Калинка» Марией Юдиной.

Индивидуальный образовательный маршрут

— Почему для работы с детьми с ментальными нарушениями был выбран именно ваш детский сад?

— Наше дошкольное учреждение было выбрано не случайно. Во –первых, у нас сильный педагогический состав. Наши специалисты имеют большой опыт работы с малышами, имеющими проблемы со здоровьем ментального характера. У нас эффективные образовательные методики и много планов. То есть мы знаем в каком направлении нам идти.  Во-вторых, детский сад «Калинка» находится в центре Волжского, родителям удобно привозить своих малышей из разных частей города.

Сегодня в нашем дошкольном учреждении функционирует 4 группы компенсирующей направленности и 1 группа комбинированной направленности. В них занимаются дети с 3 до 8 лет. Всего 37 малышей.

В 2017 году детский сад «Калинка» стал участником федеральной программы «Доступная среда». В рамках этого проекта было произведено переоборудование помещений: расширены дверные проемы, реконструированы санузлы для детей, передвигающихся на колясках, установлены пандусы, приобретено игровое, учебное, спортивное и дидактическое оборудование.

В 2017 году детский сад «Калинка» стал участником федеральной программы «Доступная среда»

— Как организована работа с особенными детьми?

— Нужно отметить, что дети к нам поступают после территориальной медико-психолого-педагогической комиссии, которая выдает заключение, где прописана адаптированная образовательная программа, по которой должен обучаться ребенок. Также малышей, имеющих проблемы со здоровьем, обследуют все специалисты детского сада, выявляют уровень их развития и способности.

Затем на каждого ребенка составляется индивидуальный образовательный маршрут. С этой адаптированной программой мы обязательно знакомим и родителей.  На протяжении учебного года мы проводим промежуточные психолого-педагогические консилиумы для отслеживания результатов работы и корректировки индивидуального образовательного маршрута.

В каждой компенсирующей группе работают специалисты: воспитатели, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Работа с такими детьми-это очень важная и сложная задача, т.к. в силу своих способностей у наших детей не всегда все получается сразу.

Но в нашем детском саду каждый ребенок окружен заботой и лаской. Ежедневно специалисты детского сада с детьми проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия.

К каждому ребенку нужен определенный подход. Мы взрослые иногда приходим на работу с плохим настроением, так же и дети. Кого-то нужно обнять, кого-то похвалить, а на кого-то воздействовать авторитетом взрослого.

— Насколько активно участвуют в образовательном процессе сами родители?

— Я всегда говорю родителям: «Хотите получить хороший результат? Мы должны работать вместе и только вместе». Педагоги — родители — медицинские работники. Если кто-то выбывает из этого треугольника — успеха не ждите. Если бы у меня в столе лежала волшебная палочка, я бы взмахнула ей и ребенок стал здоровым. Но к сожалению, у меня ее нет — поэтому родители работают вместе с нами и даже больше, чем мы.

Жизнь- это движение

Если все условия соблюдаются, то мы получаем отличные результаты. В нашей практике были случаи, когда к нам приходили дети, которые не умели даже есть. И, представляете, чудо! Через полгода благодаря всеобщим стараниями, такие воспитанники стали садиться за стол и самостоятельно кушать. Для всех нас это настоящая победа.

А в прошлом году к нам пришла девочка, которая разговаривала шепотом и буквально за пару месяцев она стала произносить слова в полный голос, раскрылась на музыкальных занятиях. Теперь она у нас звезда всех праздников.

Многие родители приходят к нам очень настороженно, я их называю «ёжиками». А когда уходят в школу мы расстаемся с ними со слезами на глазах, поскольку и мы, и родители видим результаты нашей совместной работы. Наши воспитанники, несмотря на свои нарушения участвуют в различных конкурсах и становятся победителями. Многие дети идут в общеобразовательные школы. И это здорово!

Толерантность и понимание

— Как другие малыши относятся к особенным детям?

— Действительно, у нас в детском саду есть не только группы для детей компенсирующей направленности, но и обычные. Мы очень часто проводим совместные праздники, они вместе гуляют на улице. Дети старших и подготовительных групп шефствуют над ребятами с нарушениями в развитии: помогают им собираться на прогулку, помогают спускаться и подниматься по лестнице.

У нас весело и интересно проходят совместные мероприятия. Таких примеров очень много. Буквально из последних — праздник 1 сентября. Все наши воспитанники — и обычные дети, и особенные — собрались все вместе на игровой площадке, пели песни, танцевали и даже провели спортивные соревнования. Конечно же у нас победила дружба! Сейчас ребята готовятся к праздникам осени и почитания старших.

И игра, и развитие

— Что говорят и чувствуют родители, когда видят прогресс в развитии особенных малышей?

— Конечно же, они благодарят нас за работу, и еще безумно рады, даже самому маленькому успеху своего ребенка. Мы учим родителей радоваться достижениям ребенка вместе с ним. Пускай это будет скромный шаг вперед. С ним, как бы ни было до этого тяжело, приходит чувство маленькой победы и ощущение «это мы вместе добились результата».

— Что нового планирует детский сад «Калинка» в работе с детьми с ментальными нарушениями?

— У нас очень много перспективных направлений для развития инклюзивного образования малышей с ментальными нарушениями. Например, мы очень хотим, чтобы у нас появился интерактивный пол для путешествия наших детей по туристическим уголкам нашего региона. С этой идеей мы планируем участвовать в грантовом конкурсе. Также в наших планах — пополнить комнату психологической разгрузки новым интерактивным оборудованием. Все эти новшества помогут сделать программу инклюзивного образование более разнообразной и интересной.

Очень важно оказывать поддержку детям с инвалидностью на разных уровнях, организовывать доступную среду и воспитывать толерантность и понимание в обществе. Ведь   многие семьи, в которых появляется такой ребенок замыкаются в себе. Они боятся выходить с ним на улицу, так сталкиваются с проблемами коммуникации, когда в них просто тыкают пальцем и говорят, что их ребенок ненормальный. Такого быть не должно.

Вы знаете, когда-то судьба меня свела с очень интересными людьми: Ксенией Алферовой и ее супругом Егором Бероевым. Известные российские актеры основали благотворительный фонд «Я-есть», который поддерживает особенных людей.

Слова Ксении стали девизом работы и нашего коллектива: «Каждый ребенок с ментальными нарушениями имеет право жить обычной жизнью, заниматься любимым делом и чувствовать себя нужным! Дети с ментальными нарушениями — самые обычные дети и они лучше нас всех в 1000 раз!».

Публикация подготовлена в рамках проекта «Общество равных возможностей»