Детство без ограничений: как в образовательных учреждениях Волжского реализуется нацпроект «Доступная среда»

668
Фото предоставлено Управлением образования г. Волжского
реклама

Поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья и развития является одной из приоритетных задач образовательной сферы Волжского. Она включает обеспечение качественного дошкольного, общего и среднего образования, как в коррекционных классах или группах компенсирующей направленности, так и в условиях инклюзивного обучения. 

Про пандусы и информационные терминалы

С 2014 года 19 школ Волжского стали участниками государственной программы «Доступная среда» и муниципальной программы «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения». В образовательных учреждениях проведены работы по устройству пандусов, поручней, расширению дверных проёмов, переоборудованию санитарно-гигиенических помещений. Приобретены лестничные подъемники и информационные средства – специальные знаки и терминалы.

С 2016 года в федеральный проект «Доступная среда» включились Дворец творчества детей и молодежи и 5 детских садов Волжского. В результате в дошкольных учреждениях были открыты 5 групп для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и проведены мероприятия по созданию условий для образования детей-инвалидов.

Современный пандус в школе № 35 г. Волжского (фото предоставлено Управлением образования г. Волжского)

В частности, установлены входные пандусы, расширены тамбур, дверные проемы в коридорах, кабинетах медиков и специалистов, в физкультурном зале. Произведена установка поручней на лестнице. Специально оборудованы санитарно-гигиенические помещения с учетом ограниченных возможностей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Приобретены кресла — коляски, ходунки и другие средства реабилитации. Таким образом, теперь воспитанники с ОВЗ имеют свободный доступ к играм, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Коляска для ребенка- инвалида в деском саду № 65 (фото предоставлено Управлением образования г. Волжского)

—  Эти мероприятия позволили сформировать в нашем городе сеть образовательных учреждений, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Требования по обеспечению доступности учитываются при строительстве новых школ и детских садов, — прокомментировала заместитель начальника управления образования г. Волжского Елена Овчаренко. – Также в образовательной сфере города представлена система ранней помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ.

Тьютор в помощь школьнику

Сегодня в 52 дошкольных образовательных учреждениях города функционируют психолого-медико-педагогические консилиумы. Они разрабатывают индивидуальные маршруты и осуществляют сопровождение воспитанников с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей. Также во многих детских садах работают логопункты. Они  осуществляют раннюю логопедическую помощь и службы ранней поддержки для детей-инвалидов в возрасте от 0 до 7 лет, которые не посещают дошкольные учреждения по состоянию здоровья. К тому же, осуществляется оказание психолого-педагогической, логопедической, методической помощи всем родителям, дети которых не посещают детские сады.

Рабочее место для школьника с ОВЗ в школе № 12 (фото предоставлено Управлением образования г. Волжского )

Масштабная работа по созданию доступной среды ведется и в волжских школах. На официальных сайтах образовательных учреждений предусмотрено наличие альтернативных текстовых версий для слабовидящих. Также здесь используют практику индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ. Их обучение организовано как в отдельных классах, так и совместно с другими обучающимися в рамках инклюзии.

Лифт для детей с инвалидностью в д/с № 3 г. Волжского (фото предоставлено Управлением образования г. Волжского)

Например, в школах № 3 и 20 организованы классы для детей с задержкой психического развития, в школе №17 – для учеников с нарушением зрения.  Образовательный процесс для ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата организован на базе школы № 6 и областного реабилитационного центра «Надежда». А школа № 14 «Зеленый шум» является базовой площадкой для дистанционного обучения детей-инвалидов и оказанию поддержки их родителям в рамках регионального проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов».

Этот проект позволил организовать обучение 15 детей-инвалидов, среди которых ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, соматическими заболеваниями. А в школе № 9 уже пять лет действует ресурсный класс для 6 детей-инвалидов с расстройством аутистического спектра. Подобные классы функционируют еще в пяти школах Волжского. Каждого обучающегося в период образовательного процесса сопровождает тьютор.  14 педагогов муниципальных общеобразовательных учреждений прошли курсы повышения квалификации по тьюторскому сопровождению.

Публикация подготовлена в рамках проекта «Общество равных возможностей»