Парящие стеллажи и надувная мебель: «Волжская правда» пообщалась с начальником читален и музеев города Русланом Герасимовым

2336
реклама
Руслан Герасимов

21 февраля 2020 года библиотечную систему города возглавил известный блогер Руслан Герасимов. Игнорируя перешептывания, он сумел менее чем за два года открыть две суперсовременные модельные читальни и подготовить перезапуск остальных. А в сентябре 2022 года на плечи новатора легли еще и музеи. Какой багаж за плечами экс-журналиста и с чем пересек он трехлетний культурный рубеж? Об этом мы поговорили с самим Русланом.

«Продажник плоть от плоти»

— Ты ведь не коренной волжанин?

— Нет. Я родился 6 мая 1987 года в небольшом поселке Чернореченский Кировской области. Но жили мы там недолго. Затем было несколько лет в Крыму, в городке Авдеевка. После этого мы перебрались в Волжский. Мама на тот момент было студенткой и отправилась в город химиков по распределению. Папа был стропальщиком. В Волжском мы жили весело – большой дружной семьей. Потому что у бабушки было четыре дочери, а у меня, соответственно, три тети. Все мы жили в одной квартире.

— В твоем багаже нет ни муниципальных должностей, ни чего-то близкого к культуре. В каких сферах ты трудился?

— Я работал бизнес-тренером, затем перешел в сферу торговли. Вначале мелкий ритейл, затем – крупный. Занимал руководящие посты в Media Markt и «METRO Cash and Carry», работал в компании «Сканер», был бильд-редактором в «Новостях Волгограда», потом работал на себя как блогер, фотограф и журналист.

Модельная библиотека

— Как ты оказался в муниципальной сфере?

— Мне поступило предложение, которое меня польстило и удивило. Ведь я — продажник плоть от плоти, а тут культура. Но я согласился потому, что знал, что библиотекам нужны глобальные изменения. А работа с новыми проектами и инновациями –  моя сильная сторона. Адаптироваться, конечно, было непросто. Я понял, что библиотеки в том виде, в каком они были, слишком узконаправленны и общаются лишь с детьми, которым нужна школьная литература, и пожилыми людьми, которые не владеют компьютером. Людям моего возраста там делать нечего: книжку всегда можно скачать или купить. И это сильно бросалось в глаза. Но мне удалось взять быка за рога: мы возродили проект Галины Романовой, который не получил поддержки, переделали его, подали повторно, выиграли и реализовали. Теперь библиотеки очень изменились, и адаптация пошла быстрее.

— Как было принято решение об оптимизации трех филиалов?

— Библиотеки сейчас в процессе трансформации. С этого пути им уже не свернуть. Вытаскивать деньги из разных проектов мы научились, и будем продолжать. Безумно жаль, что с учетом особенностей бюджета, пришлось сократить три библиотеки. Очень хотелось их сохранить и модернизировать, но нужно было принимать решение, и делать это быстро. Чтобы обновить все библиотеки, нужно было отсечь самые непосещаемые и дублирующие (расположенные рядом) филиалы. И решение было принято.

Руслан Герасимов принимает в дар картины для Выставочного зала им. Черноскутова

Лофт, проект «картинки» и первые результаты

— Каковы итоги библиотечной перезагрузки на сегодняшний день: что удалось, что нет?

— Сделано за три года много. Открыты две модельные библиотеки. Они работают уже больше года, и, судя по цифрам, отзывам, я вижу, что мы движемся верно. Жаль, что не удалось выиграть в нацпроекте «Культура» в этом году. Мы подавали модернизацию детской библиотеки №3. Не хватило каких-то десятых балла. Но мы будем подавать еще и еще, потому что идея — шикарна. Никакого официоза: лофт, темные стены, подвесные качели, зона для малышей с надувной мебелью, сцена для небольших спектаклей, парящие стеллажи и куча дизайнерских фишек, которые в библиотеках сложно представить.

Модельная библиотека на проспекте Ленина, 71

— В прошлом году к библиотекам добавились музеи. Есть ли в этих двух вотчинах что-то общее и насколько они разнятся?

— Сочетать их, конечно же, не просто. Два разных мира с разными задачами: библиотеки —  это выдача книг и проведение мероприятий, музеи – сохранение и экспонирование наследия, рассказы о городе в лекциях и экспозициях. Общие черты есть, но они, скорее, со знаком минус: изношенность, необходимость ремонта, и потребность в молодых кадрах, чтобы грамотно привлекать и продавать. Ведь той же картинной галерее с учетом ее локации непросто завлечь пешеходов, экспонируя только картины. Пусть даже отменных художников. Не хватает и великолепия самого здания. Нужны свои фишки, своя тематика, своя изюминка. Краеведческому музею тоже нужно давать вторую жизнь.

Выездная экскурсия для школьников в рамках Пушкинской карты

—  Удалось ли что-то изменить в музейной среде за чуть более, чем полгода?

— Очень хорошо, что в этом году нам выделили деньги на модернизацию краеведческого музея. У нас появится оборудование для массовых мероприятий, интерактивная техника, большие сплиты. Планируем организовывать небольшие концерты с аудио- и видеопрезентациями. На финальной стадии готовности проектно-сметная документация по «картинке» для программы по капремонту объектов культурного наследия. Подан на инициативное бюджетирование проект по выставочному залу (смена вывески и легкий ремонт).

Помогла и Пушкинская карта: подрос доход, закрыта текучка, реализованы новые проекты, например, мастер-класс «Тепло Победы» и серия совместных экскурсий с музеем авиации и школой «Юный ястреб».

А еще в этом году ко Дню Победы мы впервые организовали видеоинсталляцию роликов о Победе и подвигах героев Великой Отечественной на стенах картинной галереи. Так, постепенно, музеи выходят из своего собственного мира, совершенствуют общение с людьми, открывают новые взаимодействия и создают новый продукт. Это заметно и это дает результат как в плане финансов, так и в плане упоминаемости и развития компетенций.