Поезд из 45-го сделал остановку в Волжском

706
реклама

Напомним, это специальный историко-патриотический проект, который в преддверии Дня Победы реализуют Приволжская железная дорога и музей-заповедник «Сталинградская битва» при поддержке Российского военно-исторического общества.
Ровно в десять утра, оглушив встречающих паровозным гудком, исторический состав остановился у платформы. Волжане встречали его аплодисментами и криками «ура».
-Жаль, что сирень не успела распуститься, — посетовали супруги Ирина и Алексей Волковы. – Победителям нужно дарить цветы. А у нас такое ощущение, будто встречаем земляков, дошедших до Берлина в 1945м. Даже слёзы к глазам подступают!

по11

 по12

по13

по14

по15

по16

по17

300 тысяч вагонов для Сталинграда
С приветственной речью к собравшимся обратилась заместитель главы администрации города Елена Овчаренко:
-Совсем недавно мы отмечали 75-летие Сталинградской Победы. Акция «Воинский эшелон», которая проводится в преддверии очередной годовщины Великой Победы, имеет большое значение. Думаю, всех нас сегодня объединяет чувство гордости. Мы благодарны солдатам, отстоявшим Отчизну в годы войны, мы помним об их великом подвиге. Огромное спасибо организаторам за эту акцию. Очень важно, что сегодня на перроне много мальчишек и девчонок – именно им принимать эстафету памяти у ветеранов. Живой урок истории на «Воинском эшелоне», конечно же, они запомнят надолго.

по7

Начальник подразделения по сохранению исторического наследия Приволжской железной дороги Владимир Бударин подчеркнул: одна из важнейших задач акции – напомнить жителям трёх российских регионов о роли, которую сыграли в Великую Отечественную железнодорожники.
-Благодаря их мужеству и стойкости была обеспечена связь между тылом и фронтом во время Сталинградской битвы. Железнодорожники ударными темпами строили новые и ремонтировали повреждённые бомбёжками пути. Работать приходилось под обстрелами – так, только за десять дней июля 1942 года фашисты совершили более 50 авианалётов на линию Сталинград-Поворино. И это только один участок фронтовой дороги! А составы шли: в город везли боеприпасы, технику и свежие силы, в тыл – раненых. Подсчитано, что, пока шли бои за Сталинград, в район боевых действий железнодорожники доставили 300 тысяч вагонов.

по3

Привет из юности
После торжественной части волжане получили возможность осмотреть выставку («Экспонаты руками трогать можно и нужно!»), сделать фото на память и пообщаться с «фронтовиками» (их роль сыграли активисты исторического клуба «Пехотинец»). А для почётных гостей праздника, ветеранов войны и труда Николая Немцева, Виктора Мохова и Геннадия Слепухина, как они признались, акция стала «приветом из юности».

-Я был призван на фронт в 1943м, а несколько месяцев спустя зачислен в войска НКВД и направлен на Второй Южный фронт, где участвовал в специальных операциях, — рассказал Николай Фёдорович Немцев. – В частности, наша рота занималась охраной железных дорог и ценных грузов: принимала военную технику и точно в таких эшелонах сопровождала её до линии фронта. Зачем сопровождать? Не раз бывало, что лихие люди пытались во время стоянок взломать замки на вагонах – вот на такой случай и нужна была охрана. А в 1945 году мне довелось охранять самого Иосифа Виссарионовича Сталина – он вместе с Молотовым следовал по железной дороге на Постдамскую конференцию.

по4

Первостроитель Виктор Георгиевич Мохов поделился воспоминаниями о том, как семилетним мальчишкой вместе с приятелем прошагал 12 километров до станции, чтобы посмотреть на паровоз. «Огромный, он промчался мимо нас с грохотом и лязгом, обдав паром. Вернувшись в деревню, мы рассказывали ребятам о том, что видели, как о чуде. До сих пор воспринимаю паровоз, как чудо техники».

К слову, эшелон впечатлил и сегодняшних мальчишек: желающие побывать в кабине машиниста выстроились в огромную очередь. Заодно волжане узнали, что работает паровоз на угольном топливе (на 100 километров ему требуется 17 тонн угля) и может развивать скорость до 65 километров в час, что в 2012 списанный Эр 797-41 бережно отреставрировали, восстановив всю историческую «начинку» и вернули «в строй» — теперь он участвует в подобных исторических проектах.

по8

Спасённая «тридцатьчетвёрка»
-Какой экспонат выставки, на ваш взгляд, самый интересный? – спрашиваю кандидата исторических наук Максима Опалёва.

по10

-Танк Т-34. Знаете его историю? Легендарная «тридцатьчетвёрка» была выпущена на Сталинградском тракторном, её экипаж защищал город. Стояли насмерть и героически погибли… Много лет спустя старый, ржавый корпус машины без башни обнаружили «чёрные копатели». Естественно, о находке и не подумали никому сообщать: вместе с остальным ломом танк погрузили в вагон и отправили в Москву. К счастью, груз задержали сотрудники правоохранительных органов, танк передали московским специалистам. В итоге его отремонтировали, подобрали подходящую башню и вернули в Волгоград. Теперь «тридцатьчетвёрка» установлена у входа в музей «Сталинградская битва». После путешествия танк вернётся на почётное место.

по1

«Василий Тёркин»
Ещё один интересный «экспонат» — вагон-теплушка, в котором, помимо стендов с фотоинформацией, представлены уникальные вещи времён войны: печка-буржуйка, солдатская каска, шинель, ручное оружие. У портрета Сталина в «красном уголке» несёт вахту молодой пехотинец. В ответ на все вопросы посетителей «проявляет бдительность»: «А вы с какой целью интересуетесь, товарищ? Это военная тайна».

по2

Зато остальные волонтёры охотно рассказывают о том, в каких условиях приходилось воевать советским солдатам, демонстрируют, чем советский миномёт отличается от немецкого «собрата», как правильно заряжать табельное оружие. У теплушки играет гармонь, ребята в военной форме вместе со зрителями поют «Катюшу» и «Смуглянку», а в центре большого круга ходит вприсядку, балагурит «Василий Тёркин» – он же студент этнографического факультета ВГИИК Владимир Запевалов.

по5

-Для меня этот проект стал самым настоящим путешествием во времени, — делится волонтёр. – Конечно, не могу не думать о моих предках – прадедах, которых никогда в жизни не видел, только слышал о них от бабушки. Оба прадедушки – и по материнской, и по отцовской линии – ушли на фронт. Один даже повоевать не успел: высадили его роту на станции, погрузили в грузовики, а тут немцы… Миномётным обстрелом накрыло солдат. Второй прадед до Германии дошёл, родные письмо получили: «Всё нормально, ещё немного – и буду дома». Но не дождались его: наши части зачищали городок от недобитых фрицев. Там прадед и голову сложил. …Знаете, о чём я думаю, когда разговариваю с мальчишками на станциях, рассказываю им о войне? Очень важно помнить, какой ценой досталась нам Победа. И не менее важно знать историю страны, своей семьи. У человека есть будущее, если он знает, откуда он родом, кто его родные люди. И, случись беда, он встанет на защиту своей земли, своих близких – как это сделали мои прадедушки.

по9

Всего несколько часов простоял на перроне ретро-поезд. На выставку всё шли и шли волжане, чтобы хотя бы на несколько минут перенестись в победный сорок пятый год, почтить память тех, кто защищал Сталинград.

по6

Справка «ВП». Ретро-состав состоит из действующего паровоза Эр 797-41 и пяти железнодорожных платформ с техникой из экспозиции музея-заповедника «Сталинградская битва» (включая бронеавтомобиль, легендарную «Катюшу» БМ-13, 85-мм зенитную пушку и танки Т-60 и Т-34), а также вагона-теплушки, в котором представлена выставка «Железнодорожники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». С 18 апреля по 9 мая «Воинский эшелон» посетит 25 станций Волгоградского, Саратовского и Астраханского регионов ПривЖД. 8 мая ретро-поезд прибудет в Волгоград, где и завершит праздничный тур.