Картина «Забытая дивизия» стала пятой в цикле документальных лент «Солдаты Сталинграда». Перед этим были фильмы о Василии Чуйкове и Михаиле Шумилове, о снайпере Василии Зайцеве и операторе Валентине Орлянкине…
— Не отпускает война, — делится Константин. — Собираешь материал для одного фиьма, и вдруг — неожиданный поворот истории, неизвестный факт. Это как у поисковых отрядов: копнёшь — и появляются на свет старый котелок, пробитая пулей пилотка, смертный медальон с запиской внутри. А вслед за ними — новая история.
Именно так, благодаря экспедиции поискового отряда «Стальное пламя» Октябрьского района Волгоградской области и появился новый фильм.
Пётр Филютович
— На всероссийском фестивале «Вперёд, Россия!» наша трилогия о войне («Я из 62-й», «И мир увидел Сталинград» и «Наш Батя») получила гран-при. А телевизионщики Октябрьского района Волгоградской области представили телеочерк «О войне правдиво и честно» — об одном бое из истории обороны Сталинграда. Я посмотрел, задумался: «Снял фильм о командарме 64-й армии Михаиле Шумилове, но о Сорокине, командире 126-й дивизии, бывшей в составе этой армии, даже не слышал. Как же так?».
Владимир Сорокин
Помог Пётр Войцехович Филютович, ветеран Великой Отечественной, защитник Сталинграда, воевавший в 126-й дивизии после того как она была переформирована. Он собирал материалы о героическом противостоянии наших бойцов отборным частям фашистов, а затем написал книгу «Трудный орден комдива». Она, как и материалы экспедиций поискового отряда «Стальное пламя» Октябрьского района, легла в основу фильма. Работа над ним длилась десять лет.
Здесь нет рискованных трюков и компьютерной графики, не снимались в «Забытой дивизии» именитые актёры. Но с первых кадров повествование затягивает так, что не оторвёшься. История началась с того, что жители Октябрьского района обнаружили на пастбище останки бойцов — их вымыло половодьем из старых блиндажей.
«По обрывкам штабных бумаг удалось выяснить, что на этом участке держала оборону 126-я стрелковая дивизия, входившая в состав 64-й армии Шумилова, — рассказывает в фильме руководитель поискового отряда Алексей Бабичев. — Однако никаких документов об этом бое мы найти не смогли. Даже сотрудники музея-панорамы развели руками: «Нет, ничего не знаем».
Хронику невиданного боя восстанавливали по крупицам.
— Выяснилось следующее: чтобы избежать котла, командование решило спрямить линию фронта, для чего нужно было отвести войска на другую позицию, — говорит автор фильма. — Прикрывать отход было поручено дивизии Сорокина, стоявшей недалеко от Абганерово. Шумилин сказал: «Простоишь час — хорошо, два — ещё лучше, три — памятники при жизни вам поставлю!» 29 августа 1942-го года сибиряки отбивали атаки фашистов полдня! Дивизия, измотанная боями, вооружённая даже не автоматами, а винтовками стояла насмерть против пяти немецких. В том числе — танковой и легендарной дивизии СС «Колос». В конце концов немцы, разъярённые тем, что «русские фанатики» не сдаются, расстреляли горстку оставшихся в живых из танков. Вы можете себе представить? Танки — против солдат и офицеров, которые практически голыми руками сдерживали напор врага, и не ушли с позиций. Из 12 тысяч бойцов в живых осталось чуть более 300.
Владимир Сорокин был контужен, попал в плен. А потом лагеря: сначала фашистские, а после победы, до которой ему удалось дожить, — и наши. Ведь попасть в плен к врагу считалось предательством. Реабилитировали комдива в 1947-м году, вручили орден Ленина. И на этом вопрос о подвиге его дивизии был закрыт. Похоронен Владимир Евсеевич Сорокин в братской могиле в Абганерово, рядом со своими бойцами — он сам попросил об этом.
Казалось бы, историческая справедливость восстановлена, теперь о несправедливо забытой 126-й дивизии узнают благодарные потомки, но…
Не могу не сказать о том, что царапнуло во время беседы с автором фильма. Вопрос «Зачем?», который ему задавали во время работы над фильмом самые разные люди. Муж племянницы комдива Сорокина, у которой он жил в Куйбышеве, прямо спросил: «Зачем вы ворошите эту историю? Лучше забыть». Не помогли в работе над фильмом и другие родственники героя. Да что там говорить — сам командарм Шумилов, вероятно, опасаясь за собственные погоны, никогда не упоминал о том бою. А ведь обещал «памятники при жизни»…
— Зачем? — повторяет Константин. — Не ради гран-при на фестивалях. Просто — чтобы помнили о них. И о Петре Войцеховиче Филютовиче, недавно ушедшем из жизни. И о комдиве Сорокине. И о безымянных бойцах 126-й дивизии, навсегда оставшихся в сталинградской степи. Нужно помнить, сколько бы лет ни прошло после войны, сто или двести… Нужно помнить.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru