Разница между нами ВО-О-ОТ такая!

531
реклама

Всего-то полмесяца назад российское правительство обнародовало прогноз долгосрочного развития страны до 2030 года, итогом которого станет двукратное увеличение зарплат и трехкратное – пенсий. Для того чтобы очередные радужные мечты преобразовались в быль, ежегодный рост внутреннего валового продукта должен составлять от трех до пяти процентов, в зависимости от того, какой сценарий социально-экономического развития страны – консервативный или форсированный – будет в итоге реализован.

Отечественное руководство ратует за максимальный вариант. Его фундамент призвана заложить предложенная премьер-министром Дмитрием Медведевым «пятилетка эффективного развития», которая выйдет на финишную прямую аккурат к следующим президентским выборам. Правда, старт очередного глобального проекта явно не удался. В январе-феврале темпы роста ВВП, по сравнению с прошлым годом, снизились с 4,3 по 0,9 процента. Если так пойдет и дальше, будет уже не до форсированного сценария – в консервативный бы уложиться…

Похоже, акцент на государственно-частное партнерство, с помощью которого планировалось осуществить стремительный прорыв в мировую экономическую элиту, себя не оправдал. Препоны все те же – рост налоговой нагрузки, высокие кредитные ставки и повсеместные административные ограничения с их непременной коррупционной составляющей. И без серьезных структурных реформ их не устранить.

А пока куда ни кинь – всюду клин. Перед крупной российской промышленностью, отличающейся избыточной, по сравнению с мировыми стандартами, себестоимостью продукции, всерьез встала проблема бесприбыльности. Чем это может быть чревато, показал приснопамятный социально-экономический коллапс, случившийся четыре года назад в населенном пункте Пикалёво, который, между прочим, получил статус города в том же году, что и Волжский.

Еще более серьезные проблемы испытывают представители малого и среднего бизнеса. По степени комфортности его ведения Россия в рейтинге Всемирного банка занимает 112-е место, по простоте открытия собственного дела – 102-е, по тяжести налогового бремени – 64-е. Казалось бы, правительство и штампующие законодательные начинания депутаты Госдумы должны были извлечь уроки из введения в 2011 году 34-процентной ставки единого социального налога, после чего доля теневого бизнеса в этом секторе экономики увеличилась в четыре с лишним раза – с 9 до 41 процента.

Как бы не так. С начала нынешнего года государство столь же рьяно взялось за индивидуальных предпринимателей, в два раза увеличив для них сумму ежегодных страховых взносов. После этого «ноу-хау» об официальном закрытии своего дела заявили более трехсот тысяч россиян. Сколько из них при этом продолжат заниматься им неофициально, сказать трудно, хотя аналитики предполагают, что доля теневого бизнеса в индивидуальном предпринимательстве может составить как минимум 60 процентов.

Все эти хронические проблемы национальной экономики порождены существующей в стране системой межбюджетных отношений, больше всего напоминающей улицу с односторонним движением, пункт отправления на которой – российская провинция, а конечный пункт назначения – федеральная казна. Характерный пример – финансовая обеспеченность нужд столичных и провинциальных жителей.

Годовой бюджет Москвы составляет 1,5 триллиона рублей. В пересчете на каждого ее обитателя выходит 130 тысяч. А теперь возьмем Волжский. Расходная часть городского бюджета на 2013 год – чуть более 4 миллиардов рублей. Нетрудно подсчитать, что на нужды каждого из нас в среднем ассигновано чуть более 12 тысяч. Финансовая пропасть получается почти столь же глубокой, что и между богатыми и бедными россиянами.

А ведь это еще отнюдь не ее край. В 2014 и 2015 годах тришкин кафтан волжских бюджетных расходов получит очередную зияющую прореху размером в 300 миллионов рублей. Если учесть, что роста муниципальных доходов в текущее трехлетие тоже пока не предвидится, то вывод получается неутешительный. Казалось бы, хуже, чем в нынешнем году, уже некуда, но оказалось – есть куда.

Разговоры о предоставлении регионам и муниципалитетам большей экономической самостоятельности, предусматривающей и более справедливую систему межбюджетных отношений, продолжаются в федеральных коридорах власти уже не первый год. И даже не третий, в течение которого у нас принято ждать обещанного. Вот уже и «пятилетку эффективного развития» запустили, а воз региональных и муниципальных проблем как застыл на запасном пути, так там и стоит.