Рене Магритт: волшебство ничего не значит

2422
реклама

В картинной галерее работает выставка литографий бельгийского художника-сюрреалиста

В коллекции, представленной петербургским «Арт-центром в Перинных рядах», —  50 работ, выполненных в технике гравюры на камне. Среди них такие известные, как «Сын человеческий», «Голконда», «Преодоление пустоты».

-Волжане впервые имеют возможность познакомиться с творчеством  известного сюрреалиста, — говорит директор Волжского музейно-выставочного комплекса Михаил Сайфутдинов. — Произведения Магритта благодаря своей магии, таинственности, «вероломству» образов как никогда актуальны сегодня. Остаётся добавить, что в музеях России нет ни одной работы великого бельгийца. Литографии для выставки предоставили коллекционеры из Франции, Бельгии и Скандинавии.

…Он действительно самый странный художник двадцатого века, этот Рене Гислен Франсуа Магритт (1898-1967). Даже Сальвадор Дали со своим текучим временем и «Сном, вызванным полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения» куда более понятен и прост, нежели Магритт с изображёнными на картинах окнами, распахнутыми в небо, парящими в воздухе людьми, выезжающими из камина паровозами…

Кажется, он постоянно задавался вопросами: «А что получится, если?..» …если соединить яблоко и венецианскую маску?

…или облако и дверь?

…или изобразить «русалку наоборот» — с головой рыбы и ногами человека?

Что получится, мы видим на его полотнах. При этом, в отличие от других модернистов, Магритт вовсе не стремился эпатировать публику – ему действительно был интересен результат «художественных опытов». Иногда получалось страшновато. Чаще – оригинально. Зритель, увлекаясь разгадыванием живописных ребусов, и сам не замечал, как попадал под очарование этой странной реальности.

Любимые герои художника – добропорядочные буржуа в шляпах-котелках. С затылками вместо лиц или большим яблоком в качестве маски. Возможно, так Магритт хотел подчеркнуть типичность персонажей. Или же это свойственная ему ирония. Ведь заставил он однажды посетителей выставки поломать  голову, изобразив трубку и подписав  картину: «Это не трубка!» Ну конечно, не трубка – а всего лишь её изображение. А вы что подумали? 

Рассказывали, что иногда Магритт просил приятелей придумывать названия для своих работ. Они выкрикивали самые странные словосочетания, а художник записывал, посмеиваясь, предвидя, как будущие зрители станут искать связь между подписью и изображением.

Магритт обожал ребусы. Он считал, что, объединяя несопоставимые вещи на полотне, пробуждает фантазию зрителей. И пусть себе ищут тайный смысл в силуэтах голубей и зелёных яблоках, камнях и занавесках. В какой-то момент они поймут: ответов не будет. Ни правильных, ни ошибочных. Есть лишь творчество.

В этом и разгадка.

Вот что писал сам художник: «Моя живопись… вызывает ощущение волшебства. Когда человек видит одну из моих картин, он задается вопросом «Что это значит?» А это ничего не значит, потому что волшебство само по себе ничего не значит: оно непознаваемо».

Топ-3 фактов о жизни и творчестве Магритта

1.Магритт прожил удивительно скучную жизнь.  Он не был замешан ни в одном публичном скандале, скромно одевался, любил одну женщину, писал картины в столовой. Не любил выходить в свет (однажды всё же отправился в галерею, но у входа заявил, что его собака не хочет смотреть картины, и ушёл домой). Магритт спал по 12 часов в день, остальное время работал и за свою жизнь успел создать около 2000 картин.

2.Считается, что один из самых популярных мотивов творчества художника навеян смертью его матери. Она страдала психическим расстройством и бросилась в реку, когда мальчику едва исполнилось 14 лет. Когда тело вытащили из воды, вокруг головы была обмотана ночная рубашка. Сам Рене погибшую не видел, но впоследствии не раз изображал на полотне людей с лицами, закрытыми тканью.

3. В 1926 году Магритт создал свою первую сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», а год спустя представил её на выставке в Брюсселе. Критики «Жокея» разнесли в пух и прах, и Магритт, обидевшись, уехал в Париж.

Фото: интернет