В Волжском с самого его основания живут, трудятся, создают семьи и развивают наш город представители многих национальностей. Значимым звеном в этой полиэтничной семье является татарская автономия. По статистике, которую организация предоставила «Волжской правде», около 2500 волжан признают свою татарскую идентичность и являются активными участниками жизни этого сообщества. О том, чем и как живёт сегодня татарская автономия, корреспонденту «ВП» рассказала руководитель Культурно-образовательного центра «Дуслар» Найля Ахметова.
Традиции хранятся в семьях
–Найля Хайдаровна, татары так давно живут бок о бок с основными представителями России — русскими, что отличить их друг от друга, наверное, уже невозможно?
– Это так. У нас сейчас нет такого ярко выраженного национального внешнего облика, мы не так сильно отличаемся от славян. Практически нет речевого акцента, и поэтому в этом смысле не выделяемся, как другие. К тому же татары тоже разные. Например, мои родители из села Каменный Яр Астраханской области, оно образовалось из казанских татар, а Маляевка, Бахтияровка и Чапурники — это выходцы из Пензенской области. Татары уже смешались с русским населением и почти ассимилировались. Но в то же время мы стараемся сохранить свои традиции, обычаи, язык.
–Каким образом удаётся это сделать?
– Как правило, это хранится в семьях. Например, свадебные ритуалы. У нас обязательно проходит «никах», это похоже на православное венчание, только обряд проводит мулла в мечети, после даже выдаётся документ на сей счёт. Но религиозные рамки сейчас не так сильно довлеют, превыше всего стала любовь. Очень важны для нас такие семейные праздники, как Ураза байрам и Курбан байрам. В последнее время мы стали отмечать ещё и Наурыз (Новый год). Он более присущ восточным народам — казахам, узбекам, таджикам, но мы тоже стали его праздновать. Также очень важен для нас и Сабантуй (окончание посевной).
Но не все татары мусульмане, есть и православные. Мы их называем кряшен (крещёные). Первые из них появились ещё при Иване Грозном, именно во время правления этого царя в Поволжье и появилось много татар. После захвата Казани и Астрахани многие из них ушли в эти места, и после крещения им давали русские имена, фамилии. В нашем регионе, например, в селе Чапурники проживают крещёные татары. Основное, что нас всех объединяет, это, конечно же, язык. Татарский — не только способ коммуникации, это средство объединения.
–Где у нас можно обучиться этому языку?
–С 2011 года у нас в городе работал Татарский центр, который находился в волжском филиале ВолГУ, там язык преподавался. У нас всегда было очень много учеников — детей и взрослых, кроме того, был музей, проводились праздники. А сейчас мы поменяли дислокацию. Экс-председатель нашей автономии Александр Анохин предоставил кабинет в детском саду по адресу: Оломоуцкая, 36, где мы собираемся по воскресеньям в 15:00. У нас работают два преподавателя, имеются словари, учебники. Я лично прошла обучение на режиссёра «Сабантуя». Так что есть чем поделиться с неофитами.
Татарский Пушкин, княгиня Юсупова и генерал Карбышев
–А доводилось общаться с татарами из других регионов или стран?
– Татары много где живут. В 2019 году я участвовала во Всемирном татарском конгрессе в Казани. Туда приехали люди со всех концов мира. Помню, подъехал автобус, из него вышли люди, я решила, что это астраханцы, поздоровалась на татарском: Салам куршелер (здравствуйте, соседи). Они ответили на чистом татарском — здравствуйте, а мы из Китая!
А у меня было такое ощущение, что они из Астрахани! Они не в первом поколении живут в Китае, но бережно хранят свой язык и обычаи. Китайские татары говорят так, как будто мы из одной деревни, правда, они не знали город Волгоград, но, когда я назвала его прежнее название — Сталинград, они, конечно же, поняли, откуда я.
Они там компактно проживают, женятся только на своих, а если вдруг захотят взять в супруги кого-то не из татар, то это возможно только после сдачи языкового экзамена.
На этом конгрессе было еще одно замечательное событие, перед нами выступала Татьяна Юсупова из рода знаменитого рода Юсуповых в девятом поколении. Она приехала из Франции и говорила на таком прекрасном языке! А вот когда выступала руководитель Татарского центра из Турции, то она говорила на диалекте, который сильно отличался от привычного.
–Ваша работа главным образом заключается в сохранении культуры?
– Да. Наша общественная организация видит свою задачу в том, чтобы не потерялась связующая нить поколений. Чтобы мы не упустили из вида друг друга, чтобы дети хотя бы имели понимание татарских праздников и речи. К примеру, проводим литературные чтения, посвящённые знаменитому Мусе Джалилю и Абдулле Тукаю — нашему «татарскому Пушкину», который написал много прекрасных сказок и стихов. У нас работает театр, где занимаются дети, они показывают свои представления в волгоградском ТЮЗе. Это детские спектакли на татарском языке — сказки «Шерали» и «Суанасе». Через наш Центр прошли много юных волжан. Могу вспомнить наших прекрасных детей — Амину Нафиеву и братьев Тамиля и Рамиля Такташевых, которые превосходно пели и танцевали. Юные артисты выступали в волгоградском госпитале перед нашими бойцами, и их всегда провожали аплодисментами. В нашей работе есть ещё и просветительский момент. Например, мало кто знает, что знаменитый герой Великой Отечественной Дмитрий Карбышев – татарин. Кто об этом расскажет, кроме нас? Работы у нас ещё много! Хотелось бы детям передать знания, которые мы ещё знаем.
Приходите на Фестиваль национальных культур!
–Какие у вас отношения с представителями других национальных общин Волжского?
– Они замечательные! У нас тесная связь с другими диаспорами, например, сильно дружим с казахами, с их руководителем Ирсаином Назаровым, вместе с ними мы участвовали в создании недавно открывшегося Центра «Добродомик» на Оломоуцкой, 86 — это 10-й подобный Центр в России, где бесплатно кормят людей. Мы провели на этой территории субботник и внесли посильную лепту в его создание. Отличные отношения у нас и с азербайджанцами, грузинами, казаками, со всеми мы находим общий язык.
Напряжённости по поводу национального вопроса в нашем городе я никогда не замечала.
— Что планируете делать дальше?
– Наша цель — в дальнейшем масштабировании деятельности, для этого нужна спонсорская помощь. Нам пока не хватает площадей, у нас очень много экспонатов для музея, который раньше был в гуманитарном, и сейчас их негде пока пристроить. Тем не менее городские власти очень способствуют нам в работе.
Мне очень хотелось бы, чтобы та палитра национальностей, которая сейчас есть в нашем городе, сохранялась и дальше! Как красиво, когда на каком-нибудь празднике каждый выходит в своём костюме и говорит на своём языке! Чтобы всё это сохранить, надо привлекать в наши организации больше детей, а вместе с ними придут и их мамы и бабушки. Национальную и культурную идентичность нужно беречь, мы все вместе, но свои корни терять нельзя ни в коем случае!
В год юбилея нашего города хочу поздравить Волжский с этим великим праздником объединения дружбы, мира и любви. Хотелось бы, чтобы все горожане всех национальностей жили дружно и мирно. Пользуясь случаем, хочу пригласить всех на праздник по случаю Дня Республики Татарстан, мы проведём его в первые выходные следующего месяца, а 14 сентября у нас пройдёт Фестиваль национальных культур. Приходите! Оденем вас в национальные костюмы, будет работать фотозона, попробуете татарскую кухню!
Всем, кто хочет к нам присоединиться, нужно прийти в 25 микрорайон, Оломоуцкая, 36 или позвонить мне по телефону 8-961-085-34-64.
Фото предоставлены татарской автономией г. Волжского
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru