В муниципальном историко-краеведческом музее Волжского открылась этнографическая выставка «Традиции живая нить». На ней представлены праздничные костюмы Воронежской, Тамбовской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Владимирской, Киевской губерний, а также наряды донских красавиц, популярная старинная обувь и предметы быта.
«Волжская правда», конечно же, воспользовалась случаем побывать на экскурсии и рассказать о ней своим читателям.
Начало всех начал
Особое внимание в экспозиции занимают рушники. И это неудивительно, объясняет наш гид – старший научный сотрудник Волжского историко-краеведческого музея Екатерина Лоскутова. Ведь рушники — это не просто полотенца, которыми вытирали руки. В старину они сопровождали самые значимые события русской жизни — свадьбы, похороны, крестины.
— Например, когда на свет появлялся ребенок, то повитуха обязательно принимала его на рушник, — комментирует Екатерина Лоскутова. – После таким же обрядовым полотенцем обтирали младенца, чтобы показать его знакомым. То есть рушник выполнял функции оберега.
А на свадьбе существовал обычай, когда обрядовыми полотенцами обменивались две породнившиеся семьи. Передаривать такие рушники считалось плохой приметой. Но мать по традиции могла передать свой «счастливый семейный» рушник по наследству. А отдавать на сторону такие ценности категорически запрещалось.
Траурные церемонии тоже не обходились без рушников. В первые 40 дней после смерти человека скорбное полотенце считалось вместилищем души умершего. Все это время рушник держали дома, а после повязывали на могильный крест.
Соловьи-вдовцы, кукушки-гуляки
В качестве защиты от злых духов на рушниках использовалась вышивка. Свадебные, например, было принято украшать птицами — павлинами, петухами, соколами. В паре они символизируют жениха и невесту. Птиц располагают обязательно головками друг к другу, крылья опущены – все это символизирует готовность создать семью. Но ни в коем случае нельзя было расшивать свадебные рушники соловьями и кукушками. Первые считались вдовьими птицами, вторые — символом гуляк.
— А это один из уникальных экземпляров нашего музея, — Екатерина Лоскутова демонстрирует оригинальное полотенце со 100-летней историей. — На концах рушника вышит хоровод — женщины со свечками и крестами держатся за руки. В Белоруссии такой рисунок символизирует Радоницу – праздник поминовения усопших.
Еще один старинный рушник демонстрирует самый древний и самый могущественный славянский ведический знак – Крест Сварога. По своей форме он напоминает восьмилучевую звезду, символизирующую Вселенную, и женщину — продолжательницу рода. Этот элемент можно увидеть в самых разных модификациях.
Французский орнамент на безродненский лад
Самой легкой, а значит, самым популярной техникой в старину, впрочем, как и во все времена, была вышивка крестиком. В конце 19 — начале 20 века это хобби захватило в том числе барские усадьбы, и города. Модные веяния натолкнули на мысль супругу основателя отечественной парфюмерии Генриха Брокара на отличный рекламный ход.
— По инициативе Шарлотты Брокар стало продаваться дешевое мыло и одеколон для простого народа, — обращает внимание волжский историк. — Премией или, по-современному, бонусом к изделиям стала печать на оберточной бумаге схем для вышивок. Мыло стало очень популярным, а рисунки распространялись с огромной скоростью. Вышивку, которую мастерицы осваивали благодаря схемкам, стали называть «мыльной» или «брокаровской».
Ее отличительной особенностью стала французская роза, которую легко можно было перенести с миллиметровой бумаги на домотканое полотно. Обычно цветы вышивались черной и красной нитью. Бордюр из розочек и листьев стал одним из главных узоров народной вышивки России, Украины и Белоруссси. А роза, которую знали далеко не все, стала популярной растительной культурой.
Цветочные элементы вышивки часто можно встретить в народных костюмах, которые носили крестьяне разных российских губерний. Не остались в стороне от моды и жители села Безродное. В Волжском краеведческом есть мужская рубаха, которая как раз и украшена элементами «брокаровского» орнамента. Правда, в отличие от традиционных цветов, вышивка выполнена в синих тонах.
Греет душу и тело
Одним из самых старинных предметов народной одежды с вышивкой, которая хранится в Волжском краеведческом музее, является душегрея. Она датируется 19 веком и была передана известным волгоградским коллекционером и антикваром Георгием Енукидзе. Однобортная крестьянская женская накидка для праздников наподобие кофты получила широкое распространение на Руси в 17 веке.
Правда, для безродненских крестьянок душегрея была не характерной одеждой, а, скорее, большой экзотикой. Обычно ее носили женщины северных и центральных губерний, где был распространен так называемый сарафанный комплекс.
Но так как Заволжье в связи со строительством шелкового завода заселяли выходцы из других регионов, эта душегрея появилась и в Верхней Ахтубе. Такие накидки считались предметом роскоши, их надевали на свадьбу и по праздникам зажиточные крестьянки, все остальное время наряд хранили в сундуке.
Душегрея шилась на заказ из дорогой плотной ткани, например, парчи или шелка, сажалась на подкладку, иногда подбивалась заячьим мехом, украшалась вышивкой из шелковых нитей, а по борту отделывалась золотой, серебряной или медной тесьмой. Носили душегрею в любое время года, но непродолжительно: из-за обилия украшений она была очень тяжелой.
Лапотная альтернатива
А вот самой популярной обувью в Безродном 100 с лишним лет назад были поршни. Их делали из плоского куска дубленой, сыромятной или сырой кожи, стянутой на стопе ремешком, продетым через множество отверстий по краю. Надевали поршни на онучи – специальные тканевые обмотки для ног.
— Поршни носились дольше, чем лапти, — рассказывает Екатерина Лоскутова. — Но у них была одна проблема — кожа ссыхалась при носке, скукоживались и дубела. Поэтому, чтобы обуться, поршни приходилось иногда размачивать. Это был существенный минус по сравнению с лаптями, в которых крестьяне из других губерний приходили осваивать территории Заволжья.
Но лапти служили недолго. В страду они приходили в негодность всего за несколько дней. Поэтому мастера-лапотники были безбедными людьми. За день умелец мог сплести до 10 пар, которые продавались по 3-5 копеек. Но в наших краях плести их было не из чего, поэтому крестьяне сразу же переходили на местные поршни.
Кстати, мода на них держалась в Верхней Ахтубе даже после революции. Упоминание этой обуви можно встретить в рассказах местных жителей о сталинградских бомбардировках 42-го года.
Мода на все времена
Элементы народных костюмов так или иначе присутствуют в наших нарядах и в современной жизни. Например, вышивка является популярным украшением во все времена. Крестьянские рубахи-вышиванки очень любил Никита Хрущев. В середине прошлого века ему подражали и председатели заволжских колхозов. Они ходили в широких рубашках, соломенных шляпах, мешковатых льняных и парусиновых брюках. В жаркое время года это было самое то.
— Что касается советских женщин, то они любили заниматься рукоделием, — подводит итог историк волжской моды Екатерина Лоскутова. – Отчасти это было вынужденное хобби, особенно в эпоху дефицита, когда в магазинах наблюдались пустые полки. Чтобы быть модной и в тренде, прекрасная половина СССР осваивала кройку, шитье и вышивку. А известный модельер Вячеслав Зайцев, вдохновляясь народными традициями, брал мировые подиумы в перестройку.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Как считают многие исследователи, фраза «шевели поршнями» пошла не от поршневого механизма, а как раз от старинного названия обуви. Посыл понятен: нужно ускорить темп ходьбы или бега.
Сейчас выражение «шевели поршнями» имеет, скорее, негативный или даже грубый подтекст. Но изначально слово «шевели» означало «касаться чего-либо, легкое движение, слегка двигаться». А сама фраза употреблялась только в положительном значении.
ФАКТ
Крестьянские костюмы, которые носили взрослые мужчины и женщины в старину, сегодня может примерить разве что подросток. Дело в том, что за последние 100 лет люди выросли, у них изменилось телосложение, удлинились руки и ноги. Скачок в росте ученые объясняют улучшением образа жизни и глобальным потеплением.
При этом в разных странах эти показатели отличаются. За последние 100 лет французы стали выше на 8 см, россияне – на 10 см, шведы — на 15 см, иранцы — на 17 см. Южнокорейцы превзошли всех и подросли аж на 20 см. Нидерланды стали самой высокой нацией в мире: средний рост жителей страны — 185 см.
СПРАВКА «ВП»
В дореволюционной России главным предприятием в области парфюмерии была фабрика «Брокаръ и К°», открытая в Москве в 1864 году. Ее основатель – предприниматель французского происхождения Генрих Афанасьевич Брокар, первым в России начал продавать «Народное» мыло по 1 копейке за кусок, в то время как цены у конкурентов были выше в 30 раз. В дополнение к мылу Брокар начал производить «народные» помаду и пудру. Теперь крестьянин на ярмарке мог купить жене и дочерям в качестве гостинца целый набор косметических средств за три копейки.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru