Они – невидимые герои праздников и тихие собеседники будней. Речь о работниках алкомаркетов. За кажущейся рутиной их повседневного труда скрываются неожиданные ситуации и кипят нешуточные страсти.
Продолжая серию статей о необычных профессиях волжан, мы расспросили сотрудников популярной сети магазинов алкогольной продукции о специфике этой работы и о нюансах взаимодействия с клиентами. Продавцы алкомаркетов честно рассказали «Волжской правде» о своей непростой работе. По этическим причинам все имена в этой статье заменены.
«Крутись как хочешь, но продай!»
Совмещать учебу и работу – непростая задача, но Маше, работающей в одной из крупнейших сетей алкомаркетов уже четвёртый месяц, удалось найти баланс между двумя этими важными сферами жизни. Она призналась, что решение устроиться туда было спонтанным, но итог оказался удачным.
— Найти работу с нужным графиком у меня никак не выходило, и в какой-то момент я уже даже отчаялась, — делится Мария. — Благо однажды одногруппница подсказала мне о вакансии в алкомаркете, где студентам идут на уступки. График работы в нашей сети – два дня через два, по 13 часов, но есть возможность выходить на смены с 16:00 до закрытия. Зарплата складывается из оклада, премии и аванса. Платят три раза в месяц. Оклад – 126 рублей в час, но если считать вместе с премией, то за день выходит 2600-2800 рублей. Премия – это отдельная песня! Мы её называем «десяточкой». Она зависит от выполнения плана продаж по определенным группам товаров: та или иная марка алкоголя, шоколадные батончики, «сопутка» (сопутствующий товар) и так далее. В общем, крутись как хочешь, но продай! Зато в хороший месяц можно и все 60-70 тысяч получить, особенно если на подработки выходить. Параллельно посещая пары и выходя на смену в выходные, в один месяц мне удалось заработать 40 тысяч рублей. Также существует штрафная система, например, если задержался с открытием точки…
Маша признаётся, что в первый день работы страшно волновалась.
— Магазин тогда только открылся, штат ещё не набрали, и мы работали с девочками из других точек. Дел оказалось невпроворот: и касса, и товар, и отчётность. Я сначала растерялась, думала, не справлюсь. Всё боялась что-нибудь на кассе напутать, ведь с деньгами работа! Постоянно звала кого-нибудь на помощь. Но постепенно вникла, конечно. Примерно месяц ушёл на адаптацию. Тут главное — опыт. С каждой сменой чувствуешь себя увереннее.
За кассой, признаться, работаешь как на вулкане, особенно вечерами. Магазин у нас «качовый» (с большой выручкой). С 16:00 до 20:00 — час пик. Приходят толпы людей, жаждущих расслабиться после рабочего дня. В выходные за смену и 700 чеков пробить можем. Но держаться помогает коллектив — молодой, дружный. Не то что на прошлом месте работы в бистро, где чувствовала себя чужой. А тут все свои, постоянно шутим, смеёмся. Телефонами у нас пользоваться нельзя, а как такового обеденного времени нет. На смену каждому выделяется неоплачиваемый час, который уходит на то, чтобы сбегать в магазинчик рядом за едой, покурить, сходить в туалет. Кушаем в нашем скромном закутке на складе, там же греем еду в микроволновке.
«Хочу половину бутылки!»
Ещё одна сотрудница волжского алкомаркета, Анастасия, рассказала о том, как непросто бывает с покупателями. Девушка устроилась в магазин по продаже спиртного около года назад.
– Работа с людьми — как смотреть сериал. Есть такие посетители, которых «ждёшь» с замиранием сердца, — рассказывает Настя. – От некоторых такой аромат исходит, что хочется провалиться сквозь землю. И думаешь про себя: «Ну давай же, выбирай что тебе нужно и уходи поскорее!». А однажды, помню, к нам заглянул постоянный клиент будучи уже навеселе. Потянулся за бутылкой, а она у него из рук выскользнула, да так неудачно, что ещё шесть за собой с полки снесла! Хорошо, мужик понимающий оказался, говорит: «Девочки, не волнуйтесь, я оплачу!». Но бывают и другие клиенты, которые уклоняются от ответственности. Приходится им объяснять, что за побитый товар нужно платить. А если и это не помогает, то остаётся покрывать убытки всем коллективом. У нас раз в месяц ревизия проводится, если обнаружится недостача – вычитают из зарплаты и у продавцов, и у администратора, и даже у ОПП. Это сотрудник по безопасности, он ещё и грузчиком подрабатывает: машины разгружает, холодильники заполняет, за дорогим алкоголем следит.
А некоторые покупатели просто обожают устраивать цирк. Приходит, например, мужчина и начинает: «Мне пакет не нужен, чек не нужен, а вот вино хочу купить, но половину бутылки. Сделайте мне половину!». И стоит на своём, хотя мы уже сто раз объясняли, что так нельзя. Приходится включать всё своё терпение…
Однажды цыгане закатили скандал. Купили у нас коньяк, а на следующий день пришли с претензиями, что напиток оказался якобы отравленным. Начали требовать денежную компенсацию. Мы им спокойно объясняем, что мы всего лишь продавцы, товар проверяем, но он же к нам уже готовый поступает. Советуем обратиться на производство, если что не так. Но они ни в какую, устроили нам целое представление.
А ещё бывает, что и девчонкам приходится поставку разгружать. В основном, конечно, этим ОПП занимается, но если он один в смене, а машина приехала, то и мы помогаем. Не бросать же товар-то!
В общем, работы хватает. И на кассе нужно отстоять, и товар расставить, и покупателей обслужить, и с неприятностями разобраться. Но ничего, справляемся! А по выходным, когда нас четыре человека на смене, включая администратора, так и вовсе работа в радость!
«Спрячьте меня, убивают!»
Сотрудница другой не менее популярной сети алкомаркетов по имени Лариса трудится на должности кассира уже более полутора лет.
— Если честно, в алкомаркет я шла ради зарплаты, хотела подработать, но по итогу даже бросила учёбу, — рассказывает Лариса. — Годом ранее нам платили 37-38 тысяч, а сейчас подняли до 43-45, меня устраивает. Выход в свой выходной у нас, кстати, 3700 стоит. День пролетает незаметно, особенно если выспишься хорошо. Большинство покупателей — постоянные, уже всех знаем, как родных. «Вам как обычно, ящичек пивка?» – шутим с ними. Многие из таких дарят шоколадки, что тоже не менее приятно. Часто «постоянники» приводят своих друзей и знакомых, которые искренне удивляются: «Теперь понятно, почему ты так любишь этот магазин! Здесь так уютно!»
Но некоторые не так приятно удивляют… Товар наберут, а корзинку взять забывают. Принесут всё в руках к кассе, вывалят эту кучу мне и идут дальше выбирать. Или еще «лучше» говорят: «Пробивайте, я еще пива возьму», – и так же бросают товар. А у меня уже очередь собралась! В такие моменты я стою и думаю: «Ну вот как так можно?».
Но один случай я запомнила надолго. Стоим мы как-то с напарником за кассой. Я от скуки в монитор камеры наблюдения поглядываю. Вдруг вижу – какой-то парень что есть силы бежит к нашему магазину. Влетает запыхавшись и кричит: «Спрячьте меня! Убивают!» Не успели мы с напарником переглянуться, как в дверь вваливается здоровенный амбал с домкратом в руках. Тут уже не до шуток стало… Как выяснилось, парнишка тот продал бугаю телефон, да вот только гаджет сломался на следующий же день. «Обманутый покупатель» вызвал своего обидчика на стрелку, чтобы вернуть деньги и немного припугнуть, но ситуация вышла из-под контроля. Слово за слово, и вот уже мужик пытается парнишку в багажник своей машины затолкать. Последний, конечно, нашёлся – брызнул мужику в глаза перцовкой и дал дёру. Пришлось вызывать охрану. Вот такие страсти кипят порой в нашем тихом спальном районе!
«Послал из-за банки пива»
Василий в мире алкомаркетов еще новичок. Он крутится среди полок с разноцветными бутылками всего пару месяцев, но уже понял: самое интересное здесь – это люди.
— Работа несложная, особенно для такого крепкого парня, как я. Раньше на заводах трудился, так что таскать ящики с бутылками – раз плюнуть, — говорит Василий. — Физически устаю, конечно, особенно когда после разгрузки товара в жару на кассу перемещаюсь – голова совсем варить отказывается, по три раза сдачу пересчитываю. Зато скучать не приходится.
Разные покупатели бывают. По моим недолгим наблюдениям пьяные люди даже зачастую спокойнее трезвых. Да и вообще, это от человека зависит. Кто-то просто любит пошуметь и приходит с целью нахамить, считаю. Как-то раз мужик из-за банки пива устроил скандал – мелочи в кассе не было, так он, пока я сдачу искал, послал меня на три буквы.
Но, к счастью, большинство покупателей – люди хорошие, даже душевные. Есть у меня поклонники среди местных дедушек – заходят почти каждый день, истории из жизни рассказывают, шутят, байки травят. Один старичок каждый раз, как мелочь на сдачу получит, всё до копеечки мне оставляет: «У меня, – говорит, – бабушка их отберет, а так хоть на дело пойдут!»
А есть у нас один посетитель — ходячий праздник! Пару раз в неделю приходит в магазин с таким настроением, будто не за пивом, а на карнавал собрался. Включает на телефоне видеоклипы на всю громкость и выбирает себе что-то, пританцовывая. Мы уже к нему привыкли, а вот новые покупатели сначала пугаются.
Поработав в алкомаркете, я понял одну вещь: без стрессоустойчивости здесь делать нечего. Каждый день – как лотерея. Никогда не знаешь, какой покупатель зайдет в следующий момент: весёлый дедуля с историями про внучку или разъяренный мужик, готовый обматерить из-за отсутствия мелочи в кассе. Так что держишь себя в руках, улыбаешься – и учишься находить общий язык с самыми разными представителями рода человеческого. Такая вот закалка!
«Волжская правда» напоминает, что чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью!
Изображения сгенерированы нейросетью
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru