В Волжском историко-краеведческом музее открылась выставка «Советский дизайн». Она является продолжением цикла «Советские интерьеры разного времени» и рассказывает о типовых квартирах, в которых жили волжане полвека назад.
«Волжская правда» окунулась в атмосферу старых добрых 60-70-х годов вместе со старшим научным сотрудником музея Екатериной Лоскутовой.
Ткань с оборонных заводов
Поэтому о предметах роскоши основная масса жителей СССР даже не думала. Жили скромно, но со вкусом. Поскольку речь идет о типовых советских квартирах, не обладающих большими площадями, то для них характерны «преемственность» в обстановке. То есть, другими словами, мебель и предметы быта передавались в наследство молодым семьям от более старшего поколения.
В этом и был так называемый советский дизайн. Во времена тотального дефицита достать мебельный гарнитур или красивый светильник, купить стиральную машинку было настоящим счастьем. Очень часто мебель и вещи вроде старинного комода и швейной машинки «Зингер» со столом-тумбой доставались от бабушек.
В Волжском музее есть оригинальный экземпляр машинки этого известного немецкого бренда, выпущенный в начале 20 столетия. У нее и ручной, и ножной привод. По тем временам, да и вообще, это большая редкость. На них хозяйки шили домашнюю одежду для всей семьи и вещи на выход.
Настоящим шиком были платья из тончайшего парашютного шелка. Любой шелк купить в советском магазине было практически не реально, тем более парашютный. Стратегический материал доставали с фабрик оборонной промышленности. Парашютный шелк выносили всякими обманными путями, сбывали через знакомых.
Но окружающим хозяйки платьев рассказывали легенды о том, как их женихи или мужья-летчики привозили с войны трофейные парашюты. Часто подобные наряды шились на свадьбы. В таких платьях выходили замуж и те, кто приехал в Волжский одними из первых.
Одежду в середине прошлого века хранили в шифоньерах. Особый спрос был на шкафы из орехового дерева, в том числе, состоящие из двух или более секций. Популярностью в те времена пользовались этажерки с полочками, где обычно размещались книги, шкатулки, салфеточки и другие бытовые мелочи.
Круглые деревянные столы и обитые тканью стулья- тоже атрибуты того времени. Свой
семейный раритет передали в музей родные главного диспетчера Сталинградгидростроя
Рафаила Михайловича Дорогова. Переехав в Волжский на постоянное место жительства,
его семья захватила из Сибири и мебель.
Кстати, в одном из номеров первой волжской газеты «Стройка коммунизма», жители жаловались на шум возле мебельного магазина, который располагался в начале города. Местные грузчики все время громко разговаривали и ругались во дворе при разгрузке мебели. Но она, как правило, не доходила до прилавка. Ее забирали сразу у машины. Причем, очередь занимали еще ночью. И разгневанные волжане написали заметку в газету, чтобы урезонить эту несанкционированную торговлю.
«Звезда» по имени «ЛЭТУАЛЬ»
Еще один характерный предмет той эпохи- радиоприемник «Звезда». Его советские инженеры скопировали с французского аналога под названием «Лэтуаль». В СССР только поменяли зеленый цвет оригинала на красный.
Есть такая версия, что приемник привез из Парижа сын известного партийного чиновника страны Анастаса Микояна. На радиозаводе в Ленинграде сделали его советское подобие. В 1950-е годы купить его было настоящей советской мечтой. А стоило это сокровище целую зарплату. Рядовая семья такую роскошь вряд ли могла себе позволить. Приемники были только в семьях с достатком и блатом, у которых были налажены связи в торговой сфере.
Другой предмет советской роскоши – это телефон. Его также мог позволить себе не каждый. Чтобы проведение телефонную связь в квартиру, требовалось «отстоять» очередь. Иногда это выливалось в несколько лет.
В 1970-е годы в каждой квартире появляется еще один обязательный атрибут — телевизор. В 60-е это была большая редкость. Его ходили смотреть всем подъездом. А десятилетие спустя молодожены обязательно копили деньги на две вещи- холодильник и телевизор.
Причем, телевизоры были в основном черно-белые. Цветные тоже выпускались, но стоили дорого. Купить такой уже было пределом мечтаний. Самым популярным в то время была «Весна 304» Днепропетровского радиозавода. Правда, у всех советских телевизоров часто выходил из строя тумблер и переключать каналы приходилось вручную с помощью пассатижей. В 1980- е годы стали популярные кнопочные устройства.
Популярным предметом советской эпохи стал полированный стол-тумба. Впервые такие модели появились с СССР во времена «хрущевок». Дефицит квадратных метров позволял более рационально подходить к использованию домашнего пространства. На помощь как раз и приходили такие вещи- трансформеры. В Советском Союзе такую идею позаимствовали с запада. В нерабочем состоянии стол-тумба занимал мало места. Но когда приходили гости, то за ним могла разместиться большая компания.
А для украшения интерьера полвека назад в моде была чеканка. Никто не может объяснить предмет такого успеха. Возможно, в советской торговле больше не было ничего другого. Но чеканные панно с оленями, красивыми нимфами и другими сказочными героями неплохо разбавляли советский интерьер.
Рассказывая про советскую квартиру, невозможно не упомянуть и громкоговорители. Он в обязательном порядке был в каждой семье. Дома не сдавали, если не было радиоточки. В какой-то степени она была своеобразным средством безопасности, чтобы оповестить советских граждан о грядущей катастрофе. Особенно после карибского кризиса, разгоревшегося в 60-х прошлого века.
Гжель, перестройка и Фредди Крюгер
Настоящим образцом советского дизайна были еще и значки. Они обладали своеобразной тематикой. Значок СССР легко отличить от современного прежде всего по идеологической составляющей.
Советского гражданина в разные периоды жизни сопровождали разные аксессуары. Ученики младших классов гордо носили октябрятские значки с изображением молодого Владимира Ленина. У пионеров и комсомольцев была своя символика.
Были слеты, работало движение юных карбышевцев, молодежные форумы и съезды. К каждому событию было принято выпускать и значки. Также было популярно вступать в добровольческие общества. Существовали общества книголюбов, охраны природы, изобретателей и рационализаторов и так далее. И всех была своя символика. Специальные значки существовали в СССР и для поощрения передовиков: победитель соцсоревнования, ударник труда. Свои отличительные знаки существовали и у представителей власти- депутатов городских, сельских, областных, республиканских советов.
Самые раритетные значки- времен перестройки. На смену металлу пришел модный пластик. А их тематика сродни актуальным лозунгам начала 90-х годов: «Хватит трепаться», «Враг перестройки — Фредди Крюгер». А среди популярных изображений – портреты главного идеолога перестройки — Михаила Горбачева.
Кстати, сейчас мода на коллекционирование значков ушла в прошлое. А в советское время это было очень популярным хобби. Фалеристы собирали значки в специальные альбомы. Кто-то прикреплял свою коллекцию на плотный материал. Одно из самых больших собраний было у первостроителя Волжского Михаила Дорогова.
Кстати, во времена СССР было модно коллекционировать гжель. В 1996 году свое собрание передал в дар городу волжанин Виктор Букин. Среди изделий — два чайных сервиза, кофейный, изящные статуэтки и миниатюры из гжели. Однажды увидев такое великолепие на выставке в Волжском краеведческом музее, иностранная делегация очень удивилась. На Западе гжель можно увидеть только в собраниях очень богатых и известных коллекционеров.
От первого лица
Виктор Каблов, профессор:
— Свой первый телевизор в детстве я смотрел у знакомых. Нас приглашали или, мы, детвора, приходили сами. Однажды, чтобы посмотреть телепрограмму, нам пришлось перетаскать целую машину кирпича у соседнего дома.
Первый телевизор в нашей семье был марки Рубин. Он служил очень долго. Передач было мало, каналов тоже. Но мне запомнились хоккейные матчи между командами СССР и Канадой. В это время полстраны сидело с замиранием сердца. Я небольшой любитель спортивных зрелищ, но это было по-настоящему захватывающе!
А вообще среди популярных передач того времени были «В мире животных», «Музыкальный киоск» с интеллигентной ведущей Элеонорой Беляевой, «Голубой огонек». Также мне нравились «Кинопанорама» с Эльдаром Рязановым и «Международная панорама», в которой рассказывали о мировых новостях.
Владимир Родионов, художник:
— В нашей семье был патефон. Помню, когда мне было 5- 6 лет, я ставил пластинку, на которой была песня «Бей, винтовка, метко, ловко, беспощадно по врагу. Я тебе, моя винтовка, острой саблей помогу». Я подпевал, маршировал по комнате и чувствовал себя военным.
Позже мы приобрели радиоприемник. Корова не растелилась, ее зарезали, холодильников не было, и отец повез продавать мясо во Фролово. В то время мы жили в казачьей станице в Даниловском районе. С базара отец привез приемник «Урал». У него была автономная батарея типа аккумулятора. Так что, когда телега подъезжала к дому, мы слышали радио.
Кстати, впервые на шкале радиоволн я прочитал названия европейских столиц — Копенгаген, Лондон, Париж. Для меня это было настоящим открытием. Также в детстве было интересно слушать радиоспектакли. Очень запомнились постановки по произведениям Шолохова.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru