Творчество волжских мастериц давно известно далеко за рубежом. Их работы украшают интерьеры и гардеробы многих известных людей. А в наряде от Светланы Торговиной жена одного из создателей австралийского фильма «Безумный Макс» пришла на вручение премии Оскар. О том, как это произошло, мы решили узнать из первых уст – от самой рукодельницы. Недавно Светлана приехала на малую родину из Испании, где жила последние 15 лет.
Наряд без единого шва
Случилось это в 2016-м. Именно тогда фильм «Безумный Макс. Дорога ярости» с Томом Харди и Шарлиз Терон в главных ролях номинировался сразу на 10 премий «Оскара» и получил шесть из них.
В оставшейся четвёрке оказались и «Лучшие визуальные эффекты». Победа в этой номинации могла по праву достаться англичанину Энди Уильямсу. В конце 90-х будущий знаменитый режиссер по спецэффектам женился на девушке из России – Наталье Грачёвой. Именно этот факт обусловил её появление на голливудской дорожке в платье, изготовленном нашей землячкой Светланой Торговиной.
С Натальей волжанка познакомилась в Испании. Многие англичане из-за тёплого климата выбирают для себя местом жительства Пиренейский полуостров – так поступил и Энди. Дружба русских женщин, оказавшихся за границей и проживавших рядом, была предопределена. Наталья нередко заказывала у Светланы разные наряды, и когда стало известно о предстоящей поездке в Голливуд, тоже пришла за помощью к подруге. Изначально она хотела украсить купленное бархатное платье шалью из тончайших волокон шёлка и шерсти, сделанной в технике мокрого валяния. Когда палантин был готов, увидевший его Энди пришел в восхищение и поинтересовался, не сможет ли Света изготовить такое же платье.
Казалось бы, этот простой вопрос предполагал положительный ответ. Но было два больших «но». Во-первых, до этого момента Светлана в технике валяния платьев никогда не делала, а во-вторых, до отъезда в Голливуд оставалось всего два дня. Но нашу волжанку это не смутило – взяв 22 метра шёлка, внешне похожего на марлю, она принялась творить. Пусть эта внушительная цифра вас не пугает: один «квадрат» такой ткани весит всего 8 граммов. Кроме того, волжанке понадобилось 15 граммов шерсти.
– Там, в Лос-Анжелесе, температура днём поднимается до 30 градусов. Поэтому за основу я взяла шёлк и добавила совсем немного шерсти, чтобы лучше скреплялись слои, – раскрывает секреты волжанка. – Работала без примерки, как чувствовала. Фасон выбрала простой и в тоже время сложный – по фигуре. Скульптурное платье должно было сидеть идеально, так как делалось цельноваляным, без единого шва.
Самый высокий гонорар
Вечером второго дня Светлана доставила эксклюзивное облачение адресату. Режиссёр по спецэффектам «Безумного Макса», увидев его на своей жене, сразу достал 500 евро и спросил, хватит ли этого. Наша землячка осталась довольна оплатой: вкупе с полученными деньгами за шаль это была на тот момент самая высокая цена, заплаченная за её работу в технике валяния.
– Конечно, я следила по Интернету за церемонией вместе со своими близкими, которые даже прослезились, когда показали Наталью в моём платье цвета жемчуга и морской пены, – вспоминает Светлана. – Да и сама разрыдалась от нахлынувших эмоций, но всё же успела сделать пару скриншотов с красной дорожки. Моя подруга выглядела там лучше всех, потому что большинство представительниц женского пола выбрали наряды в серо-чёрных тонах. Энди не победил в своей номинации, но был рад, что его супруга выглядела очень эффектно. Потом мне рассказали, что художник по костюмам «Безумного Макса» всё никак не могла от неё отойти, удивляясь сложной и непонятной для неё фактуре материала, а также недоумевая, почему у платья нет ни одного шва.
Энди вручили специального номинантного Оскара, а Светлане они с Натальей привезли аналогичную маленькую металлическую статуэтку, которая продавалась только на этом мероприятии и которую могли приобрести лишь приглашённые на церемонию гости.
Любимая в образе куклы
Любовь к швейному делу Светлана переняла от мамы. В юности она окончила художественную школу, а вообще, Господь от рождения наградил её талантом и руками, которым подвластно выполнение любых творческих задач. С вдохновением у мастерицы проблем не бывает, она лишь сокрушается, что у неё не восемь рук и в сутках не 72 часа, чтобы воплотить в реальность все свои идеи и фантазии.
Технику валяния Светлана стала самостоятельно осваивать 10 лет назад. И сегодня её изделия можно назвать произведениями искусства. На них запечатлены сказочные цветы и бабочки, а также абстрактные узоры. Каждая вещь – в единственном экземпляре, потому что повторить точь-в-точь её всё равно не получится, как бы кто ни старался. На ощупь эти изделия мягкие и практически невесомые.
– Я, когда начинаю творить, впадаю в нирвану, – шутит Светлана. – Никаких эскизов нет – в голове только визуализация и голограмма. Идеи приходят во время работы. Техники, которые освоила, не изучала усердно по книгам, не ходила ни на какие курсы. Мне порой кажется, что я всё это знала раньше, достаточно было взять материал в руки и начать «плясать».
А ещё наша землячка создаёт портретные куклы – изящные фигурки в удивительных нарядах, где всё продумано до мельчайших деталей – от украшений в волосах до туфелек на ногах. Работа над каждой куклой занимает самое меньшее – три недели. Лицо, грудь, руки и ноги она изготавливает из флюмо, папье-маше, вырезает из дерева и пасты, а само тело со всеми необходимыми изгибами шьёт из ткани и набивает опилками. Этим занятием Светлана увлеклась ещё в Волжском, более 20 лет назад, как только в России появились самозастывающие и запекаемые пластики, а в Испании усовершенствовала используемые технологии. Лица первых её кукол напоминали друзей и родных, потому что скучала по ним, а во время работы происходило виртуальное общение. Позже «занялась» и новыми знакомыми.
– Однажды получила заказ от молодого человека на воплощение в образе куклы его любимой девушки, с которой не была знакома лично, – говорит мастерица. – Мне дали пару фотографий с её изображением и три селфи. Ни одного коротенького видео, где можно было понять мимику. Условия оказались непривычными. Держа перед собой снимки, я пыталась смотреть на девушку глазами того влюблённого юноши – вот так удалось «войти» в её биополе. Произошли чудеса, я за два часа вылепила её лицо. Заказчик, увидев, сказал: «Это действительно она!».
Пожар и творческие планы
В 2011 году Светлана Торговина готовилась представить свою коллекцию из 40 кукол на персональной экспозиции в одном из выставочных залов на Ибице, что давало возможность получить сертификат художника, который смог бы облегчить творческую жизнь волжанки в Испании. Но произошедший накануне важного события пожар уничтожил всё созданное за предыдущие семь лет. От такого удара она долго не могла оправиться, но… время лечит.
Позже Светлана регулярно становилась участницей выставок авторской художественной куклы MunecArt в Аликанте и фестивалей «Dear Dolly», проходящих в Барселоне. А на художественных ярмарках представляла свою авторскую одежду. Также проводила на страницах журнала «Dear Dolly» мастер-класс по созданию платья-трансформера в технике валяния.
Участие в подобных мероприятиях приносит мастеру новые знакомства и стимулирует на создание новых уникальных вещей.
Сегодня Светлана полна планов. В настоящее время готовит платья для Ольги Кийко – одной из участниц конкурса «Миссис Волжский», которая уже в эту субботу предстанет в них на сцене ДК «Октябрь». Короткие сроки, отведённые на изготовление нарядов, как показала практика, мастерицу совсем не пугают. Мы уверены, что ей удастся приятно удивить публику. В начале следующего года она планирует принять участие в самой значимой в мире выставке художественных авторских кукол, которая пройдёт в Москве. А в будущем – очередной эксклюзивный наряд, надеемся, вновь появится на голливудской дорожке. Ведь Энди Уильямс продолжает работать над новыми фильмами, а его супруга – поддерживать дружеские отношения с нашей Светланой.
Фото из архива Светланы Торговиной
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru