Великая Отечественная — это событие, в которое была вовлечена вся страна, каждый наш человек. Эта часть истории настолько пронзительна, что ее невозможно преподнести как-то иначе, кроме как с великим трепетом, с великой болью».
«Альпийская баллада» как раз об этом – о войне на уровне чувств. В спектакле нет батальных сцен и вставных музыкальных номеров (чем увлекаются сегодня многие постановщики). Это пронзительная история любви русского солдата Ивана и итальянки Джулии, беглецов из австрийского концлагеря. Пробираясь к партизанам, они проведут в горах три дня, будут ссориться и мириться, делиться хлебом, разговаривать, почти не зная он — итальянского, она — русского… И понимать друг друга.
Они такие разные: Джулия (Алёна Вопилова) свято верит в то, что СССР – самая лучшая и самая справедливая на земле страна, а Иван Терешка (Андрей Ткаченко), белорусский крестьянин, переживший голод, видевший аресты односельчан – «врагов народа», её восторгов не разделяет. Он хорошо усвоил закон концлагеря — «каждый сам за себя», и девушка, идущая за ним по пятам, раздражает – это обуза, из-за неё беглецов могут настичь гестаповцы. Но именно благодаря ей он постепенно оттаивает, начинает заботиться о случайной спутнице, а в итоге жертвует жизнью, спасая любимую.
Неожиданный образ создаёт Виталий Манжуров. Роль сумасшедшего гефтлинга (пленного), преследующего Ивана и Джулию, почти без слов, и актёр, добиваясь выразительности, находит пластическое решение роли. В финале гефтлинг, показавший фашистам, где прячутся беглецы, одновременно страшен и жалок. Не понимая, что натворил, он, избиваемый гестаповцами, протягивает руки к Ивану, умоляет: «Рус, спаси!» И, пожалуй, это самый трагичный образ спектакля.
Джулия – первая большая роль Алёны Вопиловой. И несомненная удача. Зритель проникается симпатией к героине с первого её появления на сцене. Именно добрая, искренняя, смешно коверкающая русские слова, старательно разучивающая «Катюшу» итальяночка она остановит Ивана, пытавшегося застрелить гефтлинга. Именно она сумеет ему объяснить: нужно оставаться человеком в любых обстоятельствах. И за мгновение до гибели, стоя на краю пропасти, затянет песню, глядя в лицо врагу.
Самая сложная задача у Андрея Ткаченко: показать, как меняется отношение героя к его случайной попутчице. Сразу после побега из лагеря Иван отнимает у Джулии хлеб, прогоняет её, угрожая оружием, а три дня спустя жертвует жизнью, спасая её. И если начало и финал истории сыграны убедительно, то ответ на вопрос, почему герой вдруг начал чувствовать, что в ответе за свою спутницу, для актёра пока остаётся открытым.
Игра в войну
«Побег» можно считать третьей частью «военной трилогии»: на сцене ВДТ уже идут спектакли «А зори здесь тихие» и «Голоса Утопии» (по книге Светланы Алексиевич) – оба в постановке Александра Гришина.
Новый спектакль решён в той же стилистике: минимум декораций, «белый кабинет» и несколько рулонов ковролина, которые, в зависимости от происходящего, обозначают то фашистов, то горные тропинки, то речку, в которой купаются герои истории. В этом белом пространстве и разыгрывают историю три актёра.
В беседе с журналистами после премьеры режиссёр Ольга Галушкина сказала: «Очень важно, чтобы режиссёрские приёмы не «задавили» сюжет».
Иногда именно так и происходит.
«Побег» рассчитан на зрителя, хорошо знакомого с повестью Василя Быкова, иначе есть риск не понять ключевые моменты повествования: откуда у Ивана, бывшего узника концлагеря, пистолет, как он попал в плен к немцам и что за голоса звучат у него в голове. Невнятен и финал: зрителю кажется, что герой отдаёт Джулию немцам, спасая себя, но всё оказывается наоборот.
К минусам спектакля, пожалуй, можно отнести и «лаконизм» сценического оформления. Если в «Голосах Утопии» театр теней и самые обычные кубики органично вписаны в действие, то в кусках ковролина зритель «Побега» видит только куски ковролина, но уж никак не фашистов с автоматами. Трагедия превращается в фарс, в игру в войну.
Впрочем, спектакль ещё в работе, актёрам предстоит сыграться, «почувствовать» своих персонажей, чтобы вместе с ними прожить три дня свободы и счастья.
Прямая речь:
-Для меня это история о нравственном выборе, который приходится делать каждому из героев спектакля, — рассказывает режиссёр Ольга Галушкина. – Речь о, казалось бы, простых вещах: нужно ли делиться последней горбушкой, проявить ли милосердие к преследующему их пленному, сдаться или принять бой, если силы не равны… Герои, несмотря ни на что, смогли остаться людьми, не покорились врагу. И, конечно, это пронзительный и грустный рассказ о любви, о трёх днях свободы и счастья. И о памяти длиной в жизнь. Обращение к повести Василя Быкова, которую я люблю со студенческой скамьи, неслучайно: ровно восемь лет назад на сцене Волжского Драматического театра состоялась премьера спектакля «А зори здесь тихие». Мы решили продолжить разговор о войне, но сделать это иначе, чем принято сегодня: без пафоса, без парадных маршей. Спектакль, в первую очередь, обращён к старшеклассникам и студентам. Хочется верить, что наш «Побег» не оставит их равнодушными.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru