Трубы, пружины и связка бус: волжский музыкант играет на диджериду

0
335

Станислав приходит на интервью с большой сумкой и тут же начинает выкладывать на стол палочки, пластиковые трубки, конструкции из изогнутых проволочек…
-А это?..
-Это тоже музыкальный инструмент, — поясняет мой собеседник, демонстрируя предмет, состоящий из пружины и полусферы. – Он так и называется – «железная пружина». Между прочим, производства известной немецкой фирмы «Мейнл». Разработчики даже позаботились и о специальном обучающем видео, демонстрирующем, как именно следует извлекать звуки. Улыбаетесь? Зря: каждый предмет может стать музыкальным инструментом, просто нужна кропотливая работа, чтобы он зазвучал. Это касается и таких, на взгляд обывателя, «примитивных» инструментов, как треугольник или бубен, например. Расскажу историю: в музыкальный театр Краснодара, где я работал, на постановку «Фауста» приехал известный дирижёр Фуат Мансуров. Во время репетиций он не раз и не два останавливал оркестр и занимался со мной минут по двадцать – добивался, чтобы треугольник издавал нужный ему звук. Оказывается, имеет значение и то, как ты прикасаешься, сжатой кистью или расслабленной, куда ударяешь, какой частью палочки… Звук зависит и от того, из какого сплава сделан треугольник, нередко фирма прилагает к инструменту целый комплект палочек – 5-6 пар. Представляете, какие тонкости? Именно благодаря Фуату Шакировичу я понял, что любой инструмент требует уважительного отношения к себе и серьёзной учёбы.

вен6

-Мы уже рассказывали историю о том, как ваши родители отвели вас в музыкалку записывать в класс гитары, а в итоге записали на барабаны. Чем вас привлекли ударные инструменты?
-На самом деле, «почувствовал» я барабаны далеко не сразу. Семья у меня музыкальная, отец играл на гитаре – вот и я хотел выучить хотя бы несколько аккордов, чтобы петь песни с ребятами во дворе. Но в школе оказалось, что для гитары мне ещё нужно «дорасти». Вот я и «рос», воспринимая сначала занятия по классу ударных как временные. Не понимал, что интересного в барабанах, — один ритм, никакого звука. Спасибо преподавателю Сергею Ивановичу Смирнову, который сумел изменить моё отношение. В итоге я так увлёкся, что не только передумал переходить на гитару, но впоследствии и Серебряковское училище закончил по классу ударных с красным дипломом. А потом ещё и в консерваторию поступил. Ещё на последнем курсе «Серебряковки» начал работать в Волжском эстрадно-симфоническом оркестре, затем в Волгоградской музкомедии. А потом на два года уехал в Краснодар, где занимал должность помощника концертмейстера группы ударных в театральном оркестре. Именно там и началось увлечение необычными инструментами.

вен7

-Как же это случилось?
— «Заразил» концертмейстер группы ударных. На него в театре смотрели, как на чудака – и я не стал исключением. Есть классические ударные инструменты: маримба, ксилофон, барабаны – зачем ещё что-то искать? А он постоянно экспериментировал, добивался необычного звучания, мастерил какие-то инструменты… Помнится, для балета «Тысяча и одна ночь» Фикрета Амирова, понадобился литофон – ксилофон из каменных пластин. И музыкант сделал его сам из… точильных абразивных камней. Сам собрал, сам настроил. Именно тогда я вдруг подумал, что это здорово и необычно. Вернувшись в Волгоград, я забыл об этом – до поры до времени. Но однажды, когда мне понадобилась какая-то особенная музыкальная краска, вдруг задумался, как можно её добиться. Вот так и втянулся.

вен8

-Глядя на инструмент, вы сразу понимаете, как он будет звучать?
-Да нет, я же не гений. И все эти инструменты, которые вы видите, изобрёл не я – они уже созданы давным-давно. Но, так как нет возможности их приобрести – просто потому что в России многих из них ещё нет – что-то я делаю сам, что-то дорабатываю…

Станислав показывает флексатон (его звучание напоминает игру на пиле).
Проволока с шариком-противовесом называется Виброслэп – и это аналог латиноамериканской трещотки — куахиды («quijada de burro» исп. «Челюсть осла»).
На бумвокерах – пластиковых трубках — мы даже сыграли несколько тактов известной песни Леди Гага.
А вот и глюкофон – инструмент, ставший открытием на прошлом сезоне Волжского оркестра.

св1

-Как родилась идея использовать этот инструмент в шоу ударных?
-Давно о нём мечтал. Его «прародитель» — ханг, созданный швейцарскими музыкантами в 2000 году в результате многолетнего изучения карибских барабанов. Казалось бы, простая конструкция: ханг состоит из двух полусфер. Однако изобретатели секрет его изготовления не раскрывали никому, ханг делается под заказ и стоит дорого. Но звучание получается фантазийное, потому музыканты стали пытаться создать аналог «космического барабана». И придумали – примерно в одно и то же время в России и Венгрии был создан инструмент из газовых баллонов. Он получил название Глюкофон, Пан драм, Хэнд Пан.

св

Посмотрите: на металлической поверхности прорезаны лепестки. Играть можно и пальцами, и палочками, высота звука зависит от площади лепестка.
-Но получается, что большая часть вашего музыкального арсенала служит исключительно для забавы, привлечения внимания публики?
-Вовсе нет, некоторые используются в оркестровой практике. Многое я использую в барабанном шоу. Например, «палку дождя». Вариант, который вы видите, уникален, я его сам собрал, добиваясь необходимого звучания. Это обыкновенная пластиковая труба, в которую вкручены саморезы. А внутри бусы. Помню, продавцы в магазине, которых я просил подобрать большое количество бусин определённого размера, недоумевали: «Зачем вам столько? Для музыки? Не может быть!» Очень просили показать им, «если у вас что-то получится». Получился в итоге необычный звук, напоминающий шум дождя: трубу нужно повернуть под определённым углом, чтобы бусини внутри медленно пересыпались по «ступенькам» из саморезов.

св2

-А конструкция из водосточных труб – тоже ваше ноу-хау?
-Это диджериду – музыкальный инструмент, придуманный австралийскими аборигенами. Они делали его из ствола эвкалипта, изъеденного внутри термитами. В России и с термитами, и с эвкалиптами напряжёнка (смеётся), потому пришлось заменить их подручными материалами. Диджериду из пластиковой трубы я увидел в интернете и задумался: а можно ли соединить сразу несколько инструментов? Это мне было нужно для шоу-программы – использовать четыре разных по тембру звука. Чем длиннее труба – тем ниже звук. На моём диджериду можно играть четыре ноты: до, си, ля и фа-диез. Я собрал трубки вместе с помощью различных хомутов, внизу прикрепил пластиковые отводы, чтобы выводить звук в микрофон. В трубки можно определённым дуть, можно добавлять свой голос, можно делать «фруллато», можно изображать голоса животных и птиц. Я только учусь на нём играть. Поэтому всей палитрой ещё не владею

св3

-А почему именно четыре трубы?
-Потому что я написал композицию для барабанного шоу . Вы её услышите в апреле, в программе Волжского русского народного оркестра.

св4

Как коллеги относятся к вашему увлечению? Считают чудаком?
-Да нет. Огромное им спасибо за поддержку и понимание. Я благодарен художественному руководителю оркестра Галине Иванковой за то, что даёт возможность экспериментировать. У нас действительно уникальный коллектив, где каждый музыкант может проявить себя, попробовать сделать что-то оригинальное. Оказалось, что мои инструменты нужны оркестру, они вносят новые краски в его звучание.

св5

-Есть ли такой инструмент, на котором вы мечтаете научиться играть?
-Их великое множество. Хотел бы попробовать сыграть на настоящем ханге, сравнить его с глюкофоном. И есть ещё такой инструмент – терменвокс. Давно мечтаю с ним познакомиться поближе. Знаю принцип его звучания, но хочется самому поиграть на нём ...

св6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here