Пройдусь по Абрикосовой, сверну на Виноградную…
Человечек на знаке пешеходного перехода у «дома пионеров» сообщает прохожим о «финской ярмарке кожаных курток». О том же кричит дерево на улице Свердлова — и к его стволу предприимчивые расклейщики прикрутили объявление.
На стене дома на Набережной — объявление о покупке волос и янтарных бус. На свежепокрашенной двери ещё одной пятиэтажки — листовка интернет-провайдера (выходит, и «Дом.ру» в попытке сэкономить не гнушается услуг частных расклейщиков?). «Жизненные трудности? Некуда идти?» — интересуется столб на проспекте Ленина.
Баннер на Энгельса заклеен афишами: цирк, концерт Малинина… и листовка «настоящего народного депутата» Владимира Тюкина (с лозунгом, заметим, «Сделаем город чище!») Так и хочется спросить: «Товарищ Тюкин, а что вы тут делаете? Выборы-то давно уже кончились…»
А вот и новенький красивый стенд Волжского драмтеатра с большими фотографиями из спектаклей (практически как в столице) . Правда, после того как с него ободрали рекламные листовки, он, в потёках клея и пятнах, уже не выглядит новым и красивым. В число пострадавших попала и «Волжская правда» — неделю назад один из наших информационных стендов (подчеркнем, честно оплаченных) неизвестный вандал заклеил афишами Московского Независимого театра. Эта организация возит по стране антрепризные спектакли. Вот и на сей раз кривая, кое-как приляпанная листовка обещала волжанам постановку с актером Вячеславом Разбегаевым, а нам – бесплодные поиски «стрелочника».
Что говорит закон
Ответственность за расклейку объявлений в неположенном месте устанавливается на уровне регионов. В некоторых случаях к нарушителям можно применить статью 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе), санкция которой предусматривает штраф в размере от двух до двух с половиной тысяч рублей для физлиц, для ИП — в разы больше. А статья 19 закона «О рекламе» № 38-ФЗ запрещает распространение наружной рекламы, к которой относятся и объявления соответствующего содержания, на объектах культурного наследия, а также на подъездах жилых домов без согласования собственников помещений.
Конкретные штрафы за расклейку объявлений в неположенном месте — на столбах, деревьях, заборах, в подъездах, транспорте и т. д. зафиксированы в законодательных актах субъектов России.
И, как нас заверили специалисты контрольного управления, закон работает: вандалов выявляют, задерживают и привлекают к ответственности.
Но это всё-таки капля в море.
Загляните на любой сайт бесплатных объявлений — и обнаружите сразу несколько подходящих вакансий. Инструктаж по расклейке, как нам рассказал источник, пожелавший остаться анонимным, делается чисто формально. Вручили тебе пачку листовок — и в добрый путь. И либо ты действуешь по правилам (клеишь только в специально отведённых местах и тратишь массу времени) — либо за пару часов распихиваешь афишки всюду, где можно и нельзя.
Пока возмущённые жители пожалуются на рекламный беспредел, пока приедут сотрудники контролирующих органов — расклейщик уже далеко.
Кто виноват?
Почему мы вообще стали «раскручивать» эту историю? Именно потому, что буквально все — и коллеги, и другие пострадавшие, и представители центра культуры — говорили нам: «Ну не судиться же вы будете с этими расклейщиками? Бесперспективно! Бросьте. Делайте так же, как делаем мы: они наклеили свои афиши — мы приехали и содрали. Они снова наклеили — и мы снова ободрали. Тихо. Мирно».
Да нет, не хочется «тихо-мирно». Хочется, чтобы город был красивым и опрятным, а не пестрел «изменами красивых мужчин».
Потому и решили докопаться до сути проблемы. Но… Как выяснилось, артисты есть, организатор гастролей есть, площадка, где пройдет спектакль – тоже есть, а «левые» афиши клеит некто никому неизвестный. Полтергейст.
«Я не я, афиша не моя»
Руководитель МАУ «СГТ» Виталий Кокшилов настроен решительно:
-Раз в договоре с театром прописан пункт о размещении рекламы, его следует соблюдать. Не соблюдают? Подать в суд на организатора гастролей, чтобы возместили издержки. Мы, со своей стороны, написали письмо в управление культуры, попросили призвать к ответу нарушителей.
А кто же они? Звоним руководителю продюсерского центра «Арт-партнёр» Никите Каргину (нередко театральную антрепризу в город привозит именно он).
-Нет, это не мы, у Независимого театра свои распространители, — с ходу умывает руки Никита Михайлович. — И с типографией театр сам договаривался, не с волжской, а с краснодарской, кажется. Так что к этому безобразию мы не имеем никакого отношения, и спектакль привозит не «Арт-партнёр», а сам «Октябрь». С них и спрашивайте.
Хорошо. Звоним в «Октябрь».
-О штрафных санкциях, которые прописаны в договоре, представители Независимого театра знают, — заверяет директор ЦКиИ Олег Виноградов, подтвердивший, что договор со столичным коллективом есть. — Однако, как только мы предъявили им претензию, они перестали выходить на связь.
Представители редакции связались с Независимым театром. Там признали, что спектакль их, но наотрез отказались и убрать афиши, и компенсировать нам убытки. «Клеили не мы, поэтому пусть ищут, кто клеил», — ответил администратор театра. Вот и всё. Круг замкнулся. Получателей выгоды от спектакля сразу несколько, а отвечать за нарушение закона некому.
Кстати, знаете, в чём ещё «подвох» «несанкционированной» рекламы? Она не даёт никаких гарантий, потому что распространитель листовок действует вне правового поля. Состоится ли концерт, знает только тот, кто расклеил афиши. А мы, поверив мошеннику, теряем деньги. Или, пользуясь услугами нарушителя законодательства, поневоле и сами становится его соучастниками, помогая уйти от уплаты налогов, например.
Отсюда вывод: если бы и концертное агентство, и представители артиста строго соблюдали тот пункт договора, в котором говорится о рекламе, подобных случаев не было бы.
Афиши заезжих «звёзд» — это лишь вершина айсберга. Куда чаще речь идет о разнообразных выставках-продажах «ювелирных украшений», шуб, и прочего подозрительного ширпотреба. Как вы думаете, почему их организаторы не идут размещать рекламу в официальные СМИ, или крупные рекламные фирмы? Потому что добросовестного плательщика всегда могут отследить контролирующие органы. Могут проверить и цены, и качества товара. Полуподпольным дельцам такое внимание ни к чему. Поэтому и гадят потихоньку на столбах и остановках, оскверняя улицы нашего с вами города.
Что делать?
-Надо искоренять причину, а не следствие, — говорят пострадавшие от расклейщиков-вандалов. — Самый действенный способ борьбы — не пользоваться услугами, которые предлагают «афиши на столбах»: не ходить на спектакли, концерты, ничего не покупать на таких ярмарках.
Всё верно. Вот только почему не бьют в набат те, кто зазывает в город гастролеров? Где судебные процессы, где выставленные претензии? И если всего этого нет, то почему заказчики гастролей не убирают улицы за свой счет? На это мы ответ не получили.
«Молчать и обдирать»?
-Да просто уверены организаторы этого свинства, что ничего с ними делать не будут, — говорит мой коллега. — Ясно же, что никто разрывать договор с недобросовестным партнёром не будет. Отменят концерт Малинина, спектакль столичного театра, гастроли цирка — а взамен что? Самодеятельность? Разве могут организаторы гастролей на это решиться?
И всё-таки нужно решиться. Иначе так и будут волжане любоваться на бахрому старых афиш и безобразные потёки клея на стенах и баннерах.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru