У Волжского синдром финансового иммунодефицита

538
реклама

Начнем с приятного. Судя по опросу, посвященному проблемам городского бюджета, который редакция «ВП» провела на своем официальном сайте (www.волжская-правда.рф  и www.gazeta-vp.ru), уровень экономической грамотности нашего населения неуклонно растет. Причем практически с той же скоростью, с которой оскудевает и без того небогатая муниципальная казна.

Респондентам мы предложили выбрать один из четырех вариантов ответа на вопрос «Бюджет города вновь дефицитный, что делать?». Сократить расходы или сохранить дефицит? А может не делать ни того ни другого, а попросту освоить практику внешних заимствований?

Большинство участников опроса озвученные выше варианты ответов проигнорировали, правильно диагностировав главную причину синдрома приобретенного российской провинцией финансового иммунодефицита – это несовершенство существующей системы межбюджетных отношений.

Широко декларировавшимся итогом реформы межбюджетный отношений, затеянной в 2001 году, должен был стать рост самостоятельности муниципалитетов в управлении расходами и доходами своих бюджетов.  На деле все получилось с точностью наоборот. Если на начало реформы соотношение налоговых поступлений, распределяемых между федеральной и местной казной, осуществлялось по принципу пятьдесят на  пятьдесят, то сейчас на долю муниципалитетов не остается даже одной трети.

В результате число финансово самодостаточных муниципальных образований не дотягивает в России даже до 5 процентов от их общего количества. Остальные посажены на дотационную иглу. Волжский, увы, оказался как раз в этой категории. Тут хоть нобелевского лауреата по экономике в мэры выбирай, и тот не справится. Если, конечно, предварительно не обзаведется доверенными лоббистами в кремлевских кабинетах.

А пока мы имеем то, что имеем. Как было недавно объявлено, 2012 год Россия завершила с бездефицитным бюджетом. Волжский же тем временем по-прежнему барахтается в долговой яме. И конца-края этому не видно.

Впрочем, судите сами. В нынешнем году прогнозируемый объем городских доходов составит чуть более 3 миллиардов 800 миллионов рублей. А уже через пару лет он уменьшится до трех с половиной миллиардов. И это притом, что  объем финансирования из федерального бюджета краевых, областных и муниципальных программ социально-экономического развития уже в 2014 году планируется  сократить (ни много ни мало) в шесть раз, а казенного финансирования жилищно-коммунального хозяйства – в пять.

Вот и получается, что в ближайшее трехлетие бездефицитный покой нашему городу может только сниться.  И как тут прикажете  из долгов выбираться? А надо. Ведь в нынешнем году прогнозируемый дефицит муниципального бюджета составит 9,89 процента от собственных доходов. Еще каких-то одиннадцать сотых  и Волжский – банкрот. Со всеми вытекающими из этого  для его жителей печальными последствиями.

Правда, к 2015 году уровень дефицитности городской казны планируется снизить до 8,31 процента. Методы, которыми намереваются это сделать, на нынешнем официальном новоязе называются  оптимизацией. Хотя вряд ли они добавят оптимизма рядовым гражданам.

Лексическое значение этого слова предполагает выбор наилучшего варианта совершенствования системы из всех возможных. Но в деле оптимизации межбюджетных отношений у нас в стране выбран, пожалуй, наихудший, что фактически перекладывает социальные обязательства государства на плечи регионов и муниципалитетов. Да, в программных заявлениях федерального центра постоянно фигурируют упоминания о софинансировании, но при нынешней ситуации, когда  три четверти денежных ресурсов страны сосредоточены в столице, их реальность вызывает большие сомнения. Это еще мягко говоря.

Ну а реальное лицо отечественной оптимизации уже успели ощутить на себе работники бюджетных отраслей Волжского. Объемы финансирования городского здравоохранения, образования, культуры  и спорта в нынешнем году таковы, что их хватит только на выплату зарплаты тем, кто не попал под сокращение да на коммунальные платежи. Какое уж тут развитие?

В цивилизованных странах  от пятидесяти до восьмидесяти процентов содержимого городской казны обеспечивает малый бизнес.  Российским муниципалитетам об этом остается только мечтать. В Волжском, например, в сфере малого бизнеса трудятся 50 тысяч горожан (сорок процентов занятого в экономике населения), а их совокупный вклад в пополнение городского бюджета не дотягивает и  до двадцатипроцентного рубежа.

Причины – на поверхности. В экономически развитых странах регистрация своего дела проходит в уведомительно-заявительном режиме. В России на пути каждого начинающего бизнесмена встает изощренная разрешительно-запретительная полоса препятствий, преодолеть которую без ущерба для здоровья и кошелька могут только люди из ближнего чиновничьего круга. Да и  остальные общепризнанные компоненты предпринимательского успеха – дешевые кредиты, помощь в получении заказов, гарантированная защита прав предпринимателей в судах – доступны  только все тому же узкому кругу избранных. Как говорится, почувствуйте разницу.