32 года назад были приняты законы, разрушившие экономику Советского Союза. О том, как в условиях рынка пыталось выжить одно из градообразующих предприятий Волжского, рассказывает наш земляк, бывший депутат Верховного Совета СССР, Валерий Елагин. Валерий Фёдорович в своё время работал на Волжском трубном заводе в трубосварочном цехе, а впоследствии, будучи депутатом, немало внимания уделял решению проблем родного предприятия до и после перестройки.
Госплан приказал долго жить
– Есть два человека, к чьему мнению я прислушиваюсь, у кого учусь постоянно, на протяжении многих лет, – говорит Валерий Фёдорович. – Один из них – Владимир Зимовец. Под его руководством я прошёл серьёзную школу, общением с ним дорожу.
О том, как Владимир Григорьевич спасал Трубный завод, знаю не понаслышке. А вот почему предприятие пришлось спасать, я расскажу.
В конце 80-х годов над СССР пронеслась мощная буря, которая навсегда изменила жизнь огромной страны. Ушла в прошлое плановая экономика, перестали существовать Госплан и Госснаб, и предприятиям, ещё вчера успешно работавшим, пришлось лихорадочно искать способ выживания.
Да что там Госплан! Целые министерства закрывались росчерком пера. Так, в 1991 году мне позвонил Зиновий Пак, руководитель министерства оборонной промышленности СССР. Пак был очень расстроен: ему сообщили, что министерство решено ликвидировать. Он не поверил. Сумел пробиться к Ельцину, объяснил, что страна попадёт в полную зависимость от США… Ельцин выслушал его, поблагодарил – а назавтра вышел указ о ликвидации министерства.
…Говорить об экономике, не затрагивая политику, невозможно. Беда в том, что на волне перестройки во власть хлынули политические авантюристы, заботившиеся лишь о собственном благе или же преследовавшие цели, которые вовсе не шли на пользу стране. Пробивались они наверх любыми путями.
Двигаться вперёд необходимо, с этим никто не спорит. Но ломать отлаженную систему, не продумав новую экономическую программу, не просчитав каждый её шаг – преступление против своей страны.
После съезда
В том, что Волжский трубный удалось сохранить, есть огромная заслуга его руководителя, Владимира Зимовца. Для него завод был и остаётся любимым детищем, он по-прежнему следит за успехами предприятия и его коллектива.
…В 1988 году было принято несколько законов, подорвавших основы планового хозяйства – закон о кооперации, закон, разрешивший кооперативам вывоз товаров за рубеж, и закон о предприятиях, давший им право самим устанавливать размеры зарплат сотрудникам, искать партнёров для сбыта продукции.
А ведь, казалось бы, ещё за два года до этого ничто не предвещало бури. В марте 1986 года в Москве завершил работу XXVII съезд КПСС. В числе его делегатов от Волгоградской области был и директор Волжского Трубного завода Владимир Зимовец. Кстати, речь на главном пленуме страны шла и о строительстве электрометаллургического комплекса на ВТЗ, депутаты одобрили этот проект. Их решение было с радостью встречено коллективом предприятия, и, полные оптимизма, трубники приступили к строительству.
Первый тревожный звонок раздался в декабре. Владимира Зимовца в числе других руководителей крупных заводов вдруг срочно вызвали в столицу, в ЦК партии.
Как впоследствии вспоминал Владимир Григорьевич, директорам объявили, что с нового года на предприятиях будет введена госприёмка по качеству. На резонный вопрос, зачем это нужно, если на каждом заводе имеется отдел технического контроля, есть техническая документация, по которой ОТК проверяет продукцию, «товарищи из ЦК» ответили, что, мол, СССР по многим экономическим показателям отстаёт от США, и именно госприёмка поможет выйти на международный рынок, особенно в вопросах машиностроения. И вообще, такова «задача текущего момента».
«Задачу» с госприёмкой генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв обозначил ещё в мае, когда вышел ряд постановлений ЦК КПСС, Совета министров и правительства СССР. Это была попытка управлять экономикой с помощью политических инструментов. Попытка, изначально обречённая на неудачу.
Приёмка по качеству
Идея-то была неплохая, как говорил Михаил Сергеевич, утверждавший, что «теперь всё пойдёт как по маслу, и наша промышленность достигнет небывалых высот». Мол, если предоставить самим трудящимся возможность проверять качество продукции, они будут делать это ответственно. Инспекторам по качеству предоставили самые широкие полномочия.
И… в первый же месяц введения госприёмки ВТЗ не выполнил план по выпуску труб. Точнее, инспекторы вдруг заявили, что трубы, произведённые на современном оборудовании квалифицированными сотрудниками – это брак. На вопрос, в чём причина «брака»: некачественное ли сырьё, ошибка в расчётах или что-то ещё, проверяющие ответ не дали. Итог – сорваны поставки машиностроительному заводу, коллектив предприятия не получил зарплату за месяц.
У инспекторов было право остановить производство – и они пользовались им также без объяснения причин. Чтобы вновь начать работу, нужно было «договариваться». С гордостью могу сказать, что на ВТЗ никаких «договорённостей» – читайте: взяток – не было. Но нервов эта «госприёмка» попортила немало – и руководству предприятия, и рабочим.
Система просуществовала два года и за это время нанесла ощутимый ущерб экономике: если в 1987 году международным стандартам соответствовало 12 процентов выпускаемой в СССР продукции, то два года спустя – только семь…
Ещё одно новшество, которое внедряли на предприятиях в то время – создание Совета трудового коллектива и выборы директоров – тоже внесло немало сумятицы в работу заводчан. Доходило до абсурда: крепких профессионалов приносили в жертву выдвиженцам из рабочего коллектива, популистам, не обладающим ни знаниями, ни управленческим опытом. Так, на ВТЗ на должность директора себя выдвинул… рабочий-электрик, заявив, что в политических течениях разбирается прекрасно, а став руководителем предприятия, пригласит специалистов, чтобы решали производственные вопросы. Правда, перед выборами он всё же снял свою кандидатуру.
В те времена руководство страны любило цитировать ленинскую фразу о том, что государством может управлять даже кухарка. Но Ленин говорил о другом: кухарку следует учить управлять государством.
А в годы перестройки в результате выборов директоров у руля предприятий вставали именно «кухарки» – люди несведущие, не понимающие, как решать вопросы снабжения и сбыта, однако чётко улавливающие веяния времени. Они быстро продали всё, что можно продать, свели оборотные капиталы к нулю – в итоге заводы на огромном пространстве СССР закрывались один за другим.
Волжский эту бурю пережил. Правда, ряд предприятий приостановил деятельность, снизились темпы производства, но в целом промышленность работала. Выстоял и Волжский трубный завод.
«Самый европейский» из заводов
Главная причина, на мой взгляд, в том, что руководил предприятием профессионал, прошедший хорошую школу управленца. Он много внимания уделял вопросу квалификации кадров. В газетах того времени писали, что на заводе была создана академия Зимовца: рабочие, мастера, начальники участков и цехов, инженеры и даже сам директор – проходили обучение в том числе и за рубежом. На ВТЗ трудились 38 тысяч иностранных специалистов: это и представители компании «Италимпьянти», и немецкие инженеры, которые строили один из заводских цехов. Волжане, общаясь с ними, перенимали европейский опыт, западную методику работы. Можно сказать, что ВТЗ был самым европейским из волжских предприятий, что помогло ему выстоять в эпоху перемен.
На волжском заводе был создан и один из первых в СССР кооперативов – их как раз начали насаждать по распоряжению «сверху». Наши кооператоры занимались озеленением территорий, выпускали запчасти для автомобилей, даже дублёнки шили.
Самое непосредственное участие я принимал в решении вопроса о приватизации предприятия. Согласно одной из схем, полагалось разделить крупную фабрику на несколько более мелких по профилям производств. Группа специалистов из Волжского, помнится, при поддержке тогдашнего губернатора Ивана Шабунина специально летала в Тулу, где на заводе «Тулачермет» было создано дочернее предприятие. У туляков проблем с переформатированием не было, менее успешным оказался опыт Нижнетагильского металлургического комбината, о чём рассказал его директор Юрий Комратов.
Используя эти наработки, волжане создали на заводе 18 дочерних предприятий. И это тоже была хорошая школа для работы в новых реалиях.
Приватизация предприятия проходила сложно. По закону, следовало отдать трудовому коллективу бесплатно 25 процентов акций, остальное выставить на инвестиционные торги, и выкупить их мог любой желающий. Допустить, чтобы завод ушёл в частные – чужие и равнодушные – руки было нельзя. Владимир Зимовец и его команда советовались и с муниципальными, и с областными властями, ездили в Москву, где мы обсуждали создавшуюся ситуацию. В результате нам удалось найти финансовую группу, которая и стала собственником ВТЗ.
Подчеркну: огромная заслуга в том, что удалось сохранить трубный завод, не распродать его по частям, принадлежит именно его бывшему директору. Болезненно воспринимая происходившие в стране процессы, он, тем не менее, пользуясь безоговорочным доверием коллектива, сумел удержать завод на плаву.
Волжский трубный завод – уникальное предприятие, это самая настоящая техническая, социальная, экономическая лаборатория, давшая стране немало высококлассных специалистов и управленцев. Именно школа ВТЗ, а не госприёмка, доказала свою действенность в условиях развития рынка.
Справка «ВП»
Валерий Елагин с 1970 года работал на ВТЗ. В 1989 году инициативная группа выдвинула Елагина кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР. В городе состоялся трёхчасовой митинг в его поддержку. Будучи избранным, Валерий Елагин работал в Комитете защиты окружающей среды, неоднократно оказывал поддержку Волгоградской области, Волжскому, в годы строительства электрометаллургического комплекса на ВТЗ помогал согласовать ряд вопросов с итальянской стороной. В настоящее время работает в финансово-промышленной сфере, занимается проектом, связанным с производством энергетических установок.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru