Для особых детей нужны особые условия развития. В городе Волжском действует две коррекционные школы, где учатся ребята с особенными возможностями здоровья.
Специальные классы созданы и в ряде общеобразовательных школ. Например, в школе №9 уже на протяжении семи лет существует возможность приобщать к знаниям девчонок и мальчишек с расстройствами аутистического спектра. Как ведётся обучение, журналисту «Волжской правды» рассказала классный руководитель Юлия Сибилева.
Уроки школьные и выездные
Для ресурсного класса в 9-й школе предусмотрен отдельный вход и оборудовано четыре помещения. Одно из них служит прихожей. Здесь стоят лавочки и шкафчики для каждого ученика. А кроме того, есть кабинет, где приемы ведут логопед, дефектолог или психолог, комната сенсорной разгрузки со шведской лестницей и бассейном с шариками, а также кабинет для занятий.
1 сентября сюда придут шесть ребят, и на сегодня это пока максимальное число учеников, которое было за минувшее время, хотя возможности позволяют принять ещё двоих.
В школах Волжского работает порядка пяти классов для ребят с расстройствами аутистического спектра. В том, что находится в 9-й школе, занимаются дети возрастом от 7 до 14 лет. Некоторые пополнили ряды здешних учеников недавно, а кто-то тут с самого начала. Одни осваивают азы чтения и письма, а других приходится обучать бытовым навыкам. В работе с этими юными волжанами задействованы логопед, дефектолог, психолог, преподаватель адаптивной физкультуры и классный руководитель, который и ведёт все основные предметы. Согласно федеральной коррекционной программе большинство занятий проходят индивидуально, и за одну неделю ребята как минимум дважды встретятся с каждым из специалистов. Исключение составляют физкультура и уроки с классным руководителем.
— На моих занятиях задействованы все дети, и после основной части идёт индивидуальная работа, — поясняет Юлия Сибилева. – Индивидуальные занятия важны, потому что у каждого ребёнка свои особенности и степень тяжести недуга. А после них мы снова все вместе встречаемся на завершающем фронтальном занятии.
Кроме того, педагоги проводят со своими учениками выездные мероприятия. Дети регулярно знакомятся со спектаклями волжского кукольного театра «Арлекин», ездят в цирк и на конюшню, где с ними занимаются иппотерапией.
Без профессионального выгорания
Как объяснила Юлия Сибилева, пубертатный период у таких детей наступает немного раньше, чем у их нормотипичных сверстников, в районе 10 лет. После чего может произойти либо скачок вперёд с положительной динамикой, либо откат, либо всё остановится на одном месте.
Регресс, к слову, может наблюдаться не только в когнитивных аспектах, но и в работе жизненно-важных функций. Поэтому еще до вхождения в «опасный возраст» очень важна совместная работа и родителей, и педагогов.
Дело в том, что некоторые мамы и папы нередко махают рукой на своих особенных детей, и даже не разговаривают с ними. А должно быть наоборот: общаться нужно как можно чаще, ещё больше вкладывая в ребенка сил и энергии. Юлия Себелева уверена – при максимально старании и изменения последуют только позитивные.
— К нам пришла девочка, которая отказывалась писать, — приводит пример классный руководитель. – А сегодня она знает, что есть такое слово «надо» и выполняет то, что говорят учителя. Раньше она позволяла до себя дотрагиваться только маме. Но к середине учебного года с порога бежала к нам, педагогам, обниматься и целоваться. Ещё одного ребёнка, который раньше просто мычал, мы научили говорить: «не хочу», «дай» и ряд других простых слов. И его мама всё удивлялась, как нам это удалось. А ещё он стал чувствовать ответственность за своего младшего брата на бытовом уровне. И это очень важно, ведь впереди у ребят долгая жизнь.
Работа с особенными детьми — специфическая. И чтобы не утратить знания, Юлия Сибилева периодически выходит на уроки в обычные начальные классы, когда нужно подменить заболевшего учителя.
— Если честно, мне больше нравится в ресурсном классе, — признается Юлия Андреевна. — Почему? Потому что начальная школа всего четыре класса, а дальше они уходят. А здесь они всегда с тобой, и вести мы их будем до 9-го класса. Их гораздо меньше, и ты словно роднишься с ними. А ещё они очень наивные и открытые, не умеют врать. Смотрят на тебя своими большими глазами. Это подкупает.
Педагог признаётся, что с особенными детьми тяжело, и профессиональное выгорание происходит быстрее, чем с обычными. Но любовь к ребятам и учительству, а также продолжительные летние каникулы позволяют восстанавливаться.
Смогут ли ребята по окончанию учёбы быть самостоятельными, большой вопрос. Но то, что после ресурсного класса окружающая среда для них становится доступнее и социализация происходит быстрее – это однозначно. Они начинают чувствовать границы дозволенного, слушаться старших и получать радость от общения с окружающим миром.
Материал подготовлен в рамках проекта «Общество равных возможностей»
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru
Лучшие из лучших.