В среду в молодёжном театре ВДТ стартовал совместный проект Министерства культуры РФ, Государственного Театра Наций и Благотворительного фонда Евгения Миронова «Театральные инициативы»». В его рамках проходят выездные творческие Лаборатории по современной драматургии с участием режиссеров, театральных критиков и педагогов.
«Грудь — это глаза»
Год назад творческие лаборатории уже прошли в Камышинском драмтеатре. На этот раз площадками для них стали Новый Экспериментальный театр (Волгоград) и Волжский драмтеатр. В течение нескольких дней здесь проходили занятия по сценречи и театральному мастерству, а также репетиции спектаклей по пьесам современных драматургов. Конечно, за короткий срок возможно подготовить лишь эскизы будущих постановок.
![](https://gazeta-vp.ru/wp-content/uploads/lab3-1024x683.jpg)
Новый Экспериментальный театр выбрал пьесы Дмитрия Данилова «Серёжа очень тупой» (над эскизом работает московский режиссёр Кирилл Вытоптов) и Ивана Антонова «КЯППК» (режиссёр из Санкт-Петербурга Дмитрий Егоров).
ВДТ решил представить на суд зрителей «Самолёт-беглец» болгарина Камена Донева и полную версию пьесы «Мюзик-Холл» Жан-Люка Лагарса (в спектакле «Кротка.Я» звучат фрагменты из неё). Над эскизами работают петербуржцы Алессандра Джунтини и Андрей Корионов.
Пока педагог по сценической речи и актёрскому мастерству, актриса Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке Людмила Бояринова-Морозова выясняла с участниками мастер-класса, что «если рассматривать тело, как наше лицо, то глаза – это грудь», журналисту «Волжской правды» удалось побеседовать с организаторами проекта.
![](https://gazeta-vp.ru/wp-content/uploads/lab6-1024x683.jpg)
«История с эскизами закольцовывается»
![](https://sun9-26.userapi.com/impg/dS3pN3Ys2dSlc72p3ZGqEaVaXDWkxlA5Qstxsg/UHzOy7P_jtM.jpg?size=1280x853&quality=95&sign=4f65ae2b958659300a1c2cfe0ca0ccda&type=album)
-В России 647 профессиональных театров. Около 200 из них находятся в малых городах страны, — говорит куратор федеральной программы по поддержке театров малых городов России Государственного Театра Наций Елена Носова. — Поддержка именно этих учреждений культуры – одна из приоритетных задач, которую решает Театр Наций под руководством Евгения Миронова. В рамках Федеральной программы, разработанной совместно с Министерством культуры РФ, мы проводим фестиваль театров Малых городов России – к слову, ВДТ несколько лет назад был его участником и вполне уверенно заявил о себе. А также организуем проведение творческих Лабораторий в регионах. Их несомненные плюсы: знакомство театра с новой режиссурой, живой диалог со зрительской аудиторией после показов спектаклей. При организации каждой Лаборатории мы стараемся учитывать специфику не только самого театра, но и региона, этнические и культурные традиции города.
![](https://gazeta-vp.ru/wp-content/uploads/lab4-1024x683.jpg)
-Каким образом вы выбираете площадку для проведения очередной Лаборатории?
-Одним из условий при разработке программы было проведение наших творческих встреч в разных регионах страны. Главное для театра – подать заявку, а мы принимаем решение, в какую точку на карте отправимся на этот раз. В течение года мы проводим 6-7 Лабораторий, из Уссурийска Приморского края можем поехать в Советск Калининградской области. К слову, в 2023 году у нас большой юбилей: двадцатилетие фестиваля и десятилетие творческих Лабораторий.
-А что значит «учитывать специфику не только театра, но и региона»?
-Театры бывают разные. Есть национальные. Есть передвижные. Есть ландшафтные (ландшафтный театр представляет спектакль как перформанс в «декорациях» городского или природного пейзажа –авт) или работающие при музеях. Понятно, что и режиссёрские приёмы здесь используются разные, и репертуар выбирается соответствующий. Что касается Волжского, то в программе есть такой пункт, как «города атомной отрасли и гидроэнергетики».
![](https://gazeta-vp.ru/wp-content/uploads/lab7-1024x683.jpg)
-В соответствии с этим пунктом вы и пьесы для постановки выбирали?
-Обычно мы просто делаем подборку и предлагаем коллективу, а выбор делает сам театр, зная свою публику. Делаем упор именно на современную драматургию, для этого мониторим все профильные фестивали, читаем очень много пьес – их присылают нам и сами драматурги. Выбор есть.
-Как часто эскизы спектаклей перерастают в полноценные постановки?
-По-разному, но чаще сотрудничество бывает успешным. Более того, иногда история закольцовывается: впоследствии театры привозят эти спектакли на фестиваль Театров малых городов России. Были случаи, когда они становились победителями и показывались на московской сцене.
А решать — зрителям
![](https://sun9-7.userapi.com/impg/V77ISpNawfF2CkLEHE4LB26knM8ebzJiJIUEdg/pdkdTr7IDA0.jpg?size=1280x853&quality=95&sign=be6ca8948414e25cd35207282cbbc0ed&type=album)
-В конечном итоге, судьбу эскизов решают зрители, — делится организатор и арт-директор Лаборатории, театральный критик Олег Лоевский. – После показов именно они путём голосования выбирают один из двух вариантов: «продолжить работу» или «забыть, как страшный сон».
-Что можно сказать о ВДТ на основе пьес, которые он выбрал для постановки?
-Театр ищет своё лицо, стремится не быть «в общих потоках». Выбор неординарен. Актёр и драматургЖан-Люк Лагарс – мировая знаменитость, однако его пьесы не так часто берут для постановки. Как, впрочем, и «Самолёт-беглец» Донева.
-Почему Лаборатории обращаются именно к современной драматургии?
-Потому что классическую пьесу для постановки театр найдёт и сам, а вот современных авторов практически никто не читает. Мы, участники программы, читаем, потому можем что-то рекомендовать, советовать.
-Каковы тенденции современной драматургии? Какие чувства и мысли она у вас вызывает?
![](https://gazeta-vp.ru/wp-content/uploads/lab12-1024x683.jpg)
-Это огромный пласт тем, настроений, идей, потому классифицировать всё, что написано в последние годы, непросто.
Я только что вернулся из Красноярска, где участвовал в работе Лаборатории по драматургии для детей. Тема – «дети и смерть». Прежде она относилась к табуированным, сегодня об этом можно говорить, и вместе с коллективом театра мы думали, как помочь детям осознать себя в этом вопросе.
…Есть постдраматическая драматургия, где нет ни сюжетов, ни нарративов, просто впечатления о сегодняшнем времени. Есть произведения о духовном поиске, отклик на какие-то определённые события. Все люди разные, в театр каждый из нас приходит по разным причинам: отдохнуть, подумать, получить новые впечатления… А драматург сегодня не собирается улавливать какие-то тенденции, подчиняться определённым правилам. Само
это понятие изменилось. Сегодня кто написал пьесу – тот и драматург.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru