В волжском ССУЗе инвалиды получают профессию, занимаются волонтёрством и создают семьи

Волонтёры центра работают на городских мероприятиях
реклама

С 2017 года в Волжском политехническом техникуме работает центр инклюзивного добровольчества, который является ресурсным в регионе и базовым на территории всего Заволжья. 50% членов этого сообщества составляют люди с ограниченными физическими возможностями.

О достижениях и проблемах этого уникального центра корреспонденту «ВП» рассказала его руководитель Римма Завьялова.

Учёба и социализация

– У нас в городе немало подобных организаций, вспомнить хотя бы серебряных волонтёров из Школы социальной активности. Чем ваша структура отличается от других?

Римма Завьялова, руководитель Центра инклюзивного добровольчества

– В этом возникла потребность, так как, в нашем учебном заведении всегда обучалось и обучается немало ребят с инвалидностью, в том числе и с умственной отсталостью. Мы считаем, что их успешная социализация возможна не только благодаря обучению каким-то профессиям, но и при вовлечении в другие виды деятельности. Несколько лет назад возник этот центр, появились первые наработки, а после чемпионата мира по футболу, когда нас привлекли к работе на матчах в Волгограде, наше движение начало развиваться. Особенность в том, что наряду с обычными учащимися волонтёрской деятельностью в центре занимаются и ребята-инвалиды, которые делают это под лозунгом «Ничего для нас без нас!».

В «Добро.Центре» проходят инклюзивные балы

– Сколько у вас в техникуме обучается подобных студентов и сколько из них участвуют в работе центра?

– В этом сезоне у нас пришли учиться около 80 человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата, проблемами слуха и зрения, и с умственной отсталостью. Они у нас поступают в основном на специальности швей, рабочих зелёного хозяйства, штукатуров. Мы проводили специальные акции, в результате к нам на учёбу стали приходить подобные дети и благодаря волонтёрским мероприятиям они перестали бояться учиться среди здоровых студентов. Это взаимодействие привело к результату, и теперь у нас нет деления на какие-то касты.

– А как удаётся наладить с такими студентами коммуникацию? Есть же, наверное, определённые трудности?

– Специальных педагогов и сурдопереводчиков у нас нет, больные дети размещаются в обычных группах, просто преподаватели адаптируют под них программы. То есть, это больше визуализации, больше раздаточных материалов, общение в основном идёт посредством письма. Сейчас замечательно помогают смартфоны — на них наговаривают или пишут, так и идёт коммуникация. У меня в команде есть ребята, которые успешно участвуют в различных акциях. В прошлом году техникум закончили двое глухих, один из них — Дима Тарахнов был автоволонтёром. Он купил машину, возил на ней нуждающимся лекарства и когда приносил медикаменты, общался с заказчиками с помощью записей в блокноте.  Во времена пандемии был карантин, мои ребята были закреплены за поликлиникой и помогали людям. Они брали рецепты, покупали лекарства, продукты и относили их людям, помогали бабушкам освоить приложения в телефоне.

– А как обычные учащиеся и волонтёры относятся к одногруппникам с физическими ограничениями?

– В нашем коллективе все со всеми хорошо уживаются, у нас никогда не было конфликтов. Совместные обучение и работа влияют положительным образом, как на обычных детей, так и на инвалидов. Мы создаём инклюзивную среду, в которой обычные дети взаимодействуют с больными и учатся воспринимать их, как ровню себе. В добровольчестве они работают на равных, так что у нас в техникуме  объединены и волонтёрство и инклюзивность.

– Если говорить только о волонтёрской деятельности, какова пропорция участия в ней обычных учащихся, и ребят с ограниченными физическими возможностями?

– Инклюзивное волонтёрство недавно расширилось, как понятие. В одну команду могут входить обычные дети, ребята с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, сироты и попавшие в сложные жизненные ситуации дети из малообеспеченных семей. Все они в нашей команде есть. А соотношение со здоровыми: 50-50. Число постоянно меняется, но постоянное ядро – это 116 человек. Мы все вместе участвуем в событийных акциях, например, в феврале собирали подарки солдатам на СВО.  Работали на Волгоград Арене две недели, наши волонтёры ездили туда каждый день и собрали 12 тысяч наборов. Также, работаем на спортивных мероприятиях и донорских акциях.

Валерия Артемьева представляла Волжский на форуме «Амур» в Хабаровске

На форум сразу после свадьбы

– А как у вас с собственными проектами?

– Как раз сейчас мы готовим проект, с которым прошли в полуфинал международной премии «Мы вместе». Хотим увековечить память ребят, которые учились у нас в разные годы и погибли на СВО, планируем сделать в нашем учебном заведении зал воинской славы. Финал этой премии состоится в декабре, и мы надеемся, что у нас всё получится.

Мы стараемся, чтобы в процессе волонтёрства наши ребята ещё и вырастали личностно, поэтому помогаем им посещать различные форумы, которые проводит «Росмолодёжь».

К примеру, наша глухонемая девочка Валерия Артемьева этим летом ездила на неделю на всероссийский молодёжный форум «Амур» в Хабаровске. Она учится на третьем курсе по специальности поварское-кондитерское дело в обычной инклюзивной группе. Лера успешно прошла отборочный этап и представляла свой проект, суть, которого в том, чтобы новости нашего медиацентра подавались с сурдопереводом и тифлокомментариями. Победить у неё не получилось и сейчас она свой проект дорабатывает. Но она получила на форуме много эмоций и впечатлений,  для неё это огромный опыт.

Кстати, это была её первая поездка за пределы города, причём 18 -летняя девушка отпраздновала свадьбу в выходные, а в понедельник она уже улетела в Хабаровск!  Она вышла замуж за нашего же студента Дениса Хроменко, тоже слабослышащего, который закончил техникум в этом году.

Валерия уехала на форум сразу после свадьбы

– В чём видите перспективу развития вашего центра?

– С прошлого года мы стали участвовать в проекте «Инклюзивный путь» вместе с коллегами с Челябинска и Тюмени. Они приезжали в Волгоград с автопробегом, наша машина к ним присоединялась и мы вместе ездили в Астрахань и Махачкалу, где участвовали в мероприятиях.

Благодаря этому и другим начинаниям в нашем городе развивается соответствующая среда, что позволяет продвигать идеи инклюзивного волонтёрства. В этом я и вижу нашу миссию — помогать людям учиться взаимному доверию, чтобы инвалиды были наравне с нами и чтобы их воспринимали в обществе также, как и нас. В наших планах дальнейшее взаимодействие с органами социального обслуживания, создание специальных смен в летних лагерях, где вожатыми инклюзивных отрядов могли бы быть, предварительно обученные по нашей программе, люди с ограничениями. А в дальнейшем мы бы хотели создать единое сообщество по нашей теме в Южном федеральном округе.

Волжане в составе автопробега

– Расскажите о том, что вам не хватает для вашего дальнейшего продвижения.

– Пока у нас есть только помещение в техникуме плюс некоторое количество мебели, оргтехники, и масса энтузиазма. Для качественной работы нам не помешала бы ещё пара специалистов, которым неплохо бы платить зарплату. Я, к примеру, работаю в техникуме преподавателем физики, а добровольчество для меня больше, как общественная нагрузка. Но не все же так будут работать… Хорошо бы иметь свою автомашину для передвижения… Но это задача- максимум, а прямо сейчас нам необходима помощь в виде двух, трёх проездных на общественный транспорт, которыми мы бы могли снабжать наших волонтёров для осуществления их деятельности. Надеюсь, этот вопрос удастся решить. Мы ждём ребят, готовых помогать ближнему и жить весёлой молодёжной жизнью! К сотрудничеству приглашаем всех, не обязательно учащихся техникума. Наш адрес: Энгельса — 26, телефон 8 961 668 27 93.

Материал подготовлен в рамках проекта «Общество равных возможностей»

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru