Когда на твоих глазах уничтожают искусство или память о нём, ты испытываешь странное ощущение… Ты это видишь, осознаёшь, чувствуешь. Но отказываешься верить. Сопротивляешься. Потому, что не желаешь понимать, что вращаешься в одной плоскости с людьми, способными на это. Решившими, что «право имеют…» и оценить в состоянии…

Подрядчик, сбивавший молотком и стамеской со стен «Больницы Фишера» мозаику «Люди в белых халатах», в ответ на мои вопросы лишь улыбался. И говорил, что такое сейчас не делают. Мол, не в тренде…
Прошли годы. Но я до сих пор помню лицо человека, искренне не понимающего ценности локального монументализма, а потому совершенно не ведающего что творит.

В минувший четверг мне снова вспомнилось это лицо… Когда я собственными глазами увидела на мусорке каталоги местных художников с живыми автографами авторов. Их этюды, репродукции, альбомы и фрагменты биографий.

А началось всё с того, что в редакции появилась возмущенная жительница города с охапкой книг в руках. 47-летняя волжанка со слезами рассказала о том, как, проходя по улице Сталинградской, увидела на помойке бесценные книги…

— Они валялись на открытой контейнерной площадке между первыми многоэтажками, — рассказала взволнованная Мария Ермакова. – Я увидела три картонных коробки с книгами. Они были уже полупустыми. Наверное, до моего появления прохожие уже успели проявить любопытство… Часть книг валялась на земле, что-то осталось внутри, что-то уже унесли… Я болезненно отношусь к такому, поэтому решила присмотреться к ассортименту. А там… каталоги местных художников… еще советских времён конца семидесятых — начало восьмидесятых: Сергея Подчайнова, Алексея Бородина, Нинель Пироговой, Александра Червоненко, Алексея Прокопенко, Павла Шардакова, Сергея Крылова, Фёдора Суханова, Алексея Николаева…
Она прижимала спасённые книги к груди, наверное, так же как и я, не до конца понимая, что произошло…

Мы, конечно же, сразу рванули к свалке и увидели их… «От Гойи до Пикассо», «От Халонга до Меконга» с подписью Геннадия Васильевича, «Душа на полотне» с автографом Владимира Родионова, «На лодках за этюдами» с подписью Николая Барохи. Книги Александра Рогозина «Предтеча» и «Символы Волгоградской области» и «Символы города Волжского», методические рекомендации по организации выставочной работы… То, что осталось… Остальное спасти не удалось.

Может быть я излишне эмоциональна или как-то не так воспитана… Но двух моих университетов не хватило, чтобы оценить масштаб темноты человека, который это сделал.

Глаза наткнулись на фразу Николая Барохи, которой были подписаны все репродукции с его этюдов, сделанных во время путешествия по рекам нашего края: «От сознания правильно принятого решения мы как бы обретаем дополнительные силы…» Интересно, какие силы обрёл человек, решивший всё это выкинуть? И лишить нас памяти о наших великих земляках?

«Мы с тобой солидарны, Вьетнам…» — писал в выброшенном на мусор каталоге Геннадий Черноскутов, обращаясь к «гордой, свободолюбивой и истекающей кровью» республике…

А как, насчёт солидарности у нас? В истории нашей культуры? Да, местной. Да, локальной. Да, провинциальной. Но – абсолютно аутентичной, родной и признанной на всех уровнях.

«Выставка картин одного автора – это не буклет туриста с цветными видами на город», — написал знаменитый волгоградский художник Александр Чемонин, которому в этом году исполнилось бы 104 года, в предисловии к каталогу выставки Александра Прокопенко «Возрождённый из руин», тоже оказавшемуся «лишним». – К ней надо относиться как к поэтической книге или роману писателя, где автор выражает себя, свою боль и любовь, свои думы, свою философию, свою мудрость…»
А что выразили мы в ответ на память об этом?

«Пейзажи Сергея Подчайнова таят в себе настроение, — пишет член Союза журналистов России Элла Гехтман в преамбуле к каталогу выставки рисунков С. Т. Подчайнова «Соприкосновение». – Художник любуется природой, черпает в ней вдохновение и оптимизм. Родившись в 1926 году в селе Полухино Саратовской области, он в детстве уцелел от голода, в юности пережил самую кровопролитную войну, став в конце её участником. Наверное, поэтому он так ценит проявление добра и красоты, так щедро дарит своё жизнелюбивое искусство людям…»

Сергей Тихонович подписал каталог своей выставки в день своего 70-летия, добавив к автографу лишь слова: «С уважением…»
Жаль, что мы его не заслуживаем… И – слава Богу, что удалось спасти хотя бы часть…

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru