Весь покрытый «зеленью»

555
реклама

Завершившаяся рабочая неделя проверила на прочность отечественную финансовую стабильность – главное завоевание новейшей российской государственности. Кто бы мог подумать, что поколеблет ее небольшая, по нашим-то державным меркам, Республика Кипр, население которой не дотягивает даже до масштабов города-героя на Волге. Тут я, конечно, имею в виду рядовых обывателей. Те самые две трети российских жителей, которые и помыслить не могут об открытии депозитов даже в отечественных банках, не то что в заморском «туристическо-финансовом» раю. Им вроде бы грозящий Кипру дефолт должен быть «до лампочки». В отличие от многочисленных российских компаний, а также разномастных чиновников, которые давно облюбовали чудо-остров для уклонения от уплаты налогов на родной земле.

Но не торопитесь с выводами. Количество российских денег в кипрских банках, по оценке экспертов, составляет на сегодняшний день 35 миллиардов евро. Более половины этой суммы, как считают некоторые финансовые аналитики, – деньги казенные, из-за чего все мы, собственно, возможно, и недосчитались многих тысяч детских садов, школ, больниц, сотен километров современных автомагистралей, которые могли бы быть построены на эти деньги.

И вот что самое удивительное. Еще пару лет назад Кипр был включен в число офшоров, в которых российские налоговики могли проводить расследование заключенных в них сделок. А вот с нового года приказом Минфина он из этого списка исключен. Так что штрафы в размере 40 процентов от утаенных от государства сумм нашенским резидентам на Кипре теперь не грозят. С широковещательно объявленным всероссийским антикоррупционным походом все это как-то не стыкуется, не правда ли?

Наделавшая шума история с антикризисным десятипроцентным сбором на кипрские банковские депозиты, по поводу которой успели негативно высказаться многие видные деятели, заставила вспомнить об увеличивающемся из года в год разрыве в уровне жизни бедных и богатых обитателей нашей необъятной страны. Официально он оценивается по так называемому децильному коэффициенту, определяющему разницу в доходах 10 процентов самых обеспеченных и 19 процентов самых необеспеченных граждан.

В России, по данным Росстата за 2012 год, уровень жизни богатых превышал уровень жизни бедных в 16,1 раза. Хотя, скорее всего, это несколько приукрашенный подсчет. Официальная статистика выводит децильный коэффициент по результатам выборочного опроса, в котором отечественные олигархи вряд ли участвуют. Независимые эксперты провели свой анализ, основываясь на данных Федеральной налоговой службы, у которой есть информация по доходам всех работающих россиян. После сравнения самых высокооплачиваемых и самых низкооплачиваемых граждан разница в их доходах составила 33,8 раза. И это еще без учета безработных и деклассированной части общества.

Для справки. Самый низкий децильный коэффициент зафиксирован в скандинавских странах – от 3,0 до 4,0. В ведущих государствах Европы он несколько выше – от 5-ти до 7-ми. Ну а все, что выше 10-ти, социологи и политологи рассматривают как почву, питательную для разговоров о социальной несправедливости.

Возможными урезаниями кипрских банковских депозитов российские финансовые неурядицы, увы, не ограничились. Неделя оказалась обильна на плохие новости по этой части. Валовой внутренний продукт, очищенный от сезонного и календарного факторов, продолжает падать. В январе по сравнению с предыдущим месяцем он уменьшился на 0,3 процента, в феврале – еще на 0,1 процента. Отток капитала из страны за те же два месяца уже перекрыл годовой прогноз. За январь и февраль за границу вывезено 16 миллиардов долларов. Это на 6 миллиардов больше, чем руководители финансовой отрасли планировали на весь год. Теперь речь идет уже о 50 миллиардах долларов.

Такой же неприятный «сюрприз» поджидал и федеральный бюджет. Выяснилось, что в текущем календарном году в его доходной части ожидается недостача на кругленькую сумму почти в 500 миллиардов рублей. В отстающих – приватизация (минус 350 миллиардов рублей от заявленной планки) и налоги (минус 130 миллиардов). Как тут не вспомнить Виктора Черномырдина с его классической фразой: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Последствия всех этих несбывшихся «хотелок» предсказать нетрудно. Впереди нас ждет очередной этап столь модной нынче «оптимизации», которая, предположим (отталкиваясь от практики), больнее всего ударит по социально значимым отраслям в российских регионах и муниципалитетах. Предположим также, что начнется оптимизация (в том числе!) если и не с урезания зарплат, то, по крайней мере, с их «заморозки». Наконец, понятное дело, что объектами экономии в этом случае окажутся, скорее всего, те, кто привык до позвоночника затягивать ремень.

И последнее. Как в свете безрадостных рассуждений нам с вами удержаться от риторического вопроса: о справедливой оценке трудовых подвигов? И не проиллюстрировать ответ требованием депутатов Госдумы проиндексировать свое жалование сразу в два раза. Действительно, разве на 150 тысяч рублей в месяц проживешь?