В Волгоградском областном суде 10 августа состоялось третье заседание по делу о признании геноцидом действий немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом.
До перерыва были заслушаны трое свидетелей, одна из которых – очевидец тех страшных событий 80-летней давности Тамара Васильевна Колбасина. Ей в августе 1942 года было всего десять лет, сообщают корреспонденты Регионального информационно-аналитического центра (РИАЦ).
23 августа 1942 года
— Мирное население нашего города пережило самый страшный день 23 августа 1942 года, — сказала она в зале суда. – Фашисты, которые задумали такую жестокую акцию массированной бомбардировки города, за четыре дня превратили Сталинград в руины.
Она вместе с мамой и младшей сестрой тогда жила на Дар горе. Отец воевал на фронте.
— Бомбардировка меня застала не дома. Мы с подружкой пошли в Дом грузчика отоваривать хлебные карточки. Возвращаясь назад, договорились пойти разными путями до пожарки, кто придет вперед. И я была уже около пожарной части, как небо наполнилось гулом самолетов.
Тамара Васильевна вспоминает, что бомбардировщиков было так много, что они даже закрыли солнце. На крыльях чернела свастика. На соседней улице кто-то крикнул: «Ложись». От страха она присела на корточки, булкой хлеба накрыла голову. Помнит, как посыпались камни, стекла. Все это било по голым рукам и плечам ребенка, одетого в легкий сарафанчик. После того, как фашисты сбросили смертоносный груз, наступила короткая передышка. Но всем было понятно, что они улетели на дозаправку и скоро вернутся. Незнакомый солдат подскочил к ней, убедился, что цела и за руку довел до ближайшего окопа.
— Когда я увидела, что вся в крови, то в один момент потеряла сознание, — вспоминает Тамара Васильевна. – В чувство привела женщина, которая, помню, хлестала по щекам. Она отвела меня в погреб за железной дорогой, там было много женщин и детей. И там я сидела до 25 августа, боясь возвращаться домой.
Голодная, обессилевшая и вся израненная она все же добралась домой на третий день бомбардировки. Вспоминать обо всем этом ей до сих пор нелегко, хотя прошло очень много лет.
На работы из Сталинградской области угнали 64 тысяч человек
Среди сегодняшний свидетелей, выступивших на суде, были историки из Ростова-на-Дону и из Санкт-Петербурга. Они давали показания по видеосвязи из областных судов в своих городах.
Доктор исторических наук из Ростова-на-Дону Евгений Кринко сообщил, что на принудительные работы из Сталинградской области было угнано более 64 тысяч человек. Женщин, стариков и детей заставляли строить оборонительные сооружения для фашистской армии, работать на полях, чтобы кормить солдат Вермахта.
— Это происходило без оплаты труда, людей не кормили и не обеспечивали специальным инвентарем, — говорит он. — Все это сопровождалось грубым отношением, а чаще всего издевательством над советским населением. Рабочий день длился 12 и более часов, также широко применялись наказания.
По его словам, в отличие от ряда других заранее спланированных преступлений, в планах нацистских руководителей не было использования труда жителей захваченных областей. Германия рассчитывала на быструю победу. И она не нуждалась, как она считала, в дополнительных трудовых ресурсах. Но крах «Блицкрига» заставил Германию ощутить острую нехватку рабочих рук. Поэтому германские руководители решили заменить немецких рабочих военнопленными и жителями оккупированных стран, прежде всего, советскими гражданами. Сначала их пытались вербовать, но желающих было ничтожно мало, поэтому в ход пошли силовые методы.
— В Сталинграде всех нежелающих работать на Германию обещали отправить в концлагеря, — говорит Евгений Кринко. – В сентябре началось принудительное выселение жителей. Сталинградцев отправляли пешком до станций Орловка, Садовая, Карповка, Прудбой. Некоторые шли до Суровикинского района. А туда по железной дороге их везли либо на запад, либо в посёлок Белая Калитва Ростовской области.
Местное население – в Сибирь
Эксперт военно-исторического общества Егор Яковлев последние 10 лет занимается темой массовых убийств на оккупированных территориях Советского Союза. Он также дал свои показания.
— Целями нацистской Германии было не только уничтожение советского режима, но и захват территории с целью последующей колонизации, — говорит он. — Местное население планировалось частично отправить в Сибирь, а частично уничтожить. Эти цели попали в документы, несмотря на то что руководство Третьего Рейха старалось свои преступления завуалировать. Одна из директив от 23 мая от 1941 санкционирует тотальное разграбление оккупированных советских территорий, которое должно привести к неминуемому голоду. От него, по оценкам фашистов, должно было умереть от 20 до 30 млн советских граждан.
Напомним, дело о признании геноцидом преступлений нацистов под Сталинградом, состоящее из 14 томов, поступило в Волгоградский областной суд по заявлению прокурора Волгоградской области. Материалы дела содержат сведения о преступлениях, совершенных немецко-фашистскими захватчиками в отношении не менее 130 тысяч мирных граждан, а также солдат Красной армии.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru