Волжане — дети военного Сталинграда вспомнили о страшных эпизодах жизни в осаждённом городе

реклама

Жители Волжского — члены общественной организации «Дети военного Сталинграда» рассказали «Волжской правде» о страшных событиях, которых они пережили во время битвы на Волге.

«Вражеские истребители расстреливали нас, как зайцев»

Анатолий Черноиванов

— Во время этих событий я находился в Кировском районе Сталинграда, — рассказывает Анатолий Дмитриевич Черноиванов. — Родился я в 1939 году и на момент битвы на Волге мне было совсем немного лет. Жили мы под постоянными бомбёжками и в память мне врезался такой момент из того времени. Мать при взрыве бомбы упала, залитая кровью. Был авианалёт, всё вокруг кипело, меня кидало при разрывах, но я заметил, как мама упала. Я старался подползти к ней поближе…Всё лицо её было в осколках, а один, самый большой, попал в лоб, чуть выше носа. Это был очень страшный момент. И ещё один случай вспоминается – у нас там неподалёку был аэродром, и во время затишья с него вылетали «кукурузники» У-2. И вот один зачем -то вылетел и вдруг из облаков появляется фашистский истребитель и бьёт из пулемёта по этому лёгкому самолёту. Наш лётчик хотел выпрыгнуть из машины, но немец сопровождал его до самой земли… От нашего пилота почти ничего не осталось, какие-то останки и одежда на провода вывалилась. Мы — маленькие дети стояли и смотрели, как взрослые, оставшиеся вне тотальной мобилизации, деды сняли всё это с проводов, посрезали с него лямки парашюта, отнесли на кладбище и похоронили. А ещё помню, как мы у себя во дворе вырыли два блиндажа и при налётах там прятались. Вражеские истребители расстреливали нас, как зайцев, они опускались на такую высоту, что даже золотые зубы я мог рассмотреть у фашистов во рту. Никому не пожелаю видеть такой страсти имя которой — война.

«Когда узнали, что немцы окружены, мы сильно радовались»

Лидия Токарева

— Во Сталинградской битвы мне было 7 лет, должна была в школу идти, но какая школа… начались бомбёжки и мы вынуждены прятаться в оврагах, делали подкопы и там пережидали, — вспоминает Лидия Ивановна Токарева. — Всё это происходило в районе Тракторного завода. Однажды была очень сильная бомбёжка, вокруг нас были мощные взрывы и меня в моём укрытии засыпало землёй. Меня спасла шапочка, она спустилась на нос, и я хоть как-то могла дышать некоторое время, а рот у меня был забит грунтом. Все, кто был рядом кинулись меня откапывать и всё благополучно разрешилось. Потом мы с этого оврага добрались по каким-то трубам до люка, а там уже было много людей кроме нас, мы натащили туда досок и некоторое время жили там. С едой было очень плохо, помню, что резали куски шкур с бойни и ели. Я заболела, у меня была цинга. И меня из города на другой берег в госпиталь в районе, где сейчас ГЭС переправил один рыбак. В Латошинке немцы сидели, на другом берегу наши. И по нам начали стрелять с двух сторон. Но нам повезло, мы переправились и мама отдала меня военврачам они меня и спасли. А когда узнали, что немцы окружены, мы сильно радовались и уже стали ждать победы и мечтали вернуться домой. Мы ликовали, несмотря на то, что город был весь в развалинах. Когда я всё же в школу пошла, то помню, что эти заведения устраивали в любых, чудом уцелевших, домах. Ставили там лавки и столы, и учились. Дай бог всем мирного неба, чтобы никто больше не увидел того, что увидела я.

«Хочу забыть этот ужас, но не получается…»

Нина Бурлуцкая

— Во время Сталинградской битвы мне было 8 лет, вспоминает Нина Анатольевна Бурлуцкая. — Помню с какой радостью мы встретили весть о победе в битве на Волге, этого все так ждали! В тот момент было всё — и слезы, и плач, и огромная радость. То, что мы пережили перед этим не передать словами. Это было очень страшно. Я жила в Ворошиловском районе на улице Пугачёвской. Мама работала медсестрой в госпитале. Когда 23 августа началась бомбёжка, все ринулись вниз к Волге, надеясь спастись от вражеских бомб. Помню такой эпизод. Мама послала за нами свою подругу, с которой они вместе работали. И вот мы бежим — я, моя маленькая сестрёнка, наша бабушка и тётя Маша, потом взрыв, и тётя Маша погибла, а у неё было два маленьких сына… Я — ребёнок, наклоняюсь к погибшей и пытаюсь запихнуть ей обратно в полость живота внутренности. Это ужас, который я хочу забыть. Но у меня это не получается… Помню, как комиссару госпиталя, где мама работала, оторвало голову… Голову оторвало, а он продолжал бежать… Я всё взрослых потом довольно долго спрашивала, как такое может быть? Человек бежит без головы… Всё это у меня время от времени всплывает в памяти и это очень тяжело… И ещё одно очень сильное впечатление того времени. Вижу много людей, Волга, которая горит, и кажется, что там, в реке не вода, а один огонь и постоянное чувство страха. Желаю всем мирного неба над головой и никогда не испытать то, что довелось испытать нам-детям военного Сталинграда!

«Мы чувствовали, что победа уже скоро»

Зоя Орлова

— В 1942 году мне было 6 лет, и я жила на улице Менжинского на Спартановке. У нас во дворе стали на постой солдаты, рассказывает Зоя Ивановна Орлова. — А 22 сентября командир подошёл к маме и сказал, что тут начнутся военные действия и гражданским надо уходить. У моей матери было трое маленьких детей, но надо было куда-то идти…Потом прибежал отец со смены, он работал на Тракторном и сказал: «Немедленно уходите». Мы собрались и вместе с другими людьми пошли в направлении Орловки. Мы туда пришли, а там стоят грузовики и в них немцы. Они кричали нам : «Шнель, шнель». Нас загнали в машины и привезли на станцию Кривая Музга. Нам ещё повезло, нас привезли на машинах, других сталинградцев вели туда пешком, в колоннах. Нас отвезли в какую-то деревню. Сначала нами командовали немцы, потом румыны. Мы тогда были очень голодными, мама собирала какие-то колоски, чтобы хоть как-то нас покормить. Ночью шёл какой-то бой, к утру он стих…И вдруг мама всех зовёт. Все высыпали на улицу. Под окнами стоит наш танк Т-34, но к сожалению, танкист был мёртв. Мы все плакали, обнимали этот танк и говорили: «Наши, скоро придут наши…». Мы чувствовали, что победа уже скоро и нам осталось недолго ждать наших освободителей. Господи, неужели мы скоро станем свободными? У меня есть два пожелания, первое — чтобы Волгоград снова стал Сталинградом и второе — напутствие молодёжи, особенно это касается мальчиков и юношей: «Дорогие ребята! Вы — будущие мужчины и наши защитники! Поэтому вы должны быть сильными, смелыми и любить свою Родину!»

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru