Еще совсем молодой Волжский, помимо своего индустриального начала, сумел обзавестись и весомой культурной оболочкой, жемчужиной которой можно по праву считать его монументальную коллекцию.
И, несмотря на то что именно этому направлению искусства досталось в кичливых 90-х, оно сумело выстоять и продолжает подчеркивать уникальность нашего города, его стиль, эстетику и уровень.
В год 90-летия со дня рождения Геннадия Черноскутова и в год 20-летия со дня его смерти «Волжская правда» предлагает продолжить спасение работ известного мастера, пострадавших от времени и стихии, но не потерянных.
Все началось с «Кино»
Опцию спасения удивительных произведений Геннадия Черноскутова запустила в городе директор КМЦ «Юность Волжского» Елена Кочнева, обнаружив в холле под штукатуркой фрагменты его мозаики «Кино».
Подняв архивные фото, и выяснив, как выглядело оформленное монументалистом фойе кинотеатра ранее, Елена Сергеевна и представители общкственного округа № 5 предложили на сессии навигаторов, состоявшейся 8 февраля, проект его восстановления. Чем снискали бурное одобрение горожан и властей. Работы вошли в инициативное бюджетирование 2024 года.
В начале марта слой штукатурки с центральной части панно был снят. Теперь учреждению предстоит очистить мозаичную смальту от строительного налета и демонтировать две стеновые перегородки и колонны, на которых под слоем красного кирпича, мозаичное панно продолжается. Освободив эти объекты интерьера от облицовки, мозаика будет высвобождена полностью. Впоследствии можно будет восстановить и верхнюю часть интерьерной росписи: 17 картин, которые, к счастью сохранились, орнаментальную роспись между ними и два ряда подсветки.
Неожиданная находка и уникальная спасательная операция послужили катализатором к поиску и восстановлению других работ Геннадия Васильевича, пострадавших в 90-е. С помощью неравнодушных жителей города мы выяснили, что в мастерской его сына, Олега Черноскутова, хранится пять картин из фойе второго этажа бывшего кинотеатра «Родина», а ныне – Волжского драмтеатра. Это – красивейший фрагмент интерьерной живописи под названием «Летний день», состоящей из 7 картин. На самом огромном (3м х 4м) полотне — спящие на лугу мама с малышом. На остальных шести — насыщенная зелень и цветы лета. Картины пострадали во время пожара, вспыхнувшего в здании бывшего кинотеатра в конце прошлого века.
— Живопись была сделана по заказу для холла второго этажа кинотеатра «Родина», — рассказала «Волжской правде» Наталья Черноскутова, супруга Олега Геннадьевича. — Люди приходили сюда, наслаждались, отдыхали. А потом, в 90-е помещение кинотеатра отдали под ночной бар. Наверняка, советская проводка не была рассчитана на работу пищеблока и всевозможной аппаратуры. Словом, произошло короткое замыкание, великолепные картины Геннадия Васильевича оплавились, и хозяева ничтоже сумняшеся их выкинули… Слава Богу, добрые люди сообщили мужу, что картины лежат на мусорке, и они вместе с Виктором Фениным перенесли пострадавшую живопись в мастерскую. Я точно знаю, что их можно восстановить. Художники, которые в состоянии это сделать, в Волжском есть. Вопрос в том: заинтересованы ли в этом сами волжане?
Картины «Летний день» выполнены в стиле темпера: на фанеру с казеиновым клеем наносится крупный речной песок, а сверху идет роспись темперными красками — сухими водорастворимыми пигментами, скрепленными натуральными эмульсиями. Это – один из самых древних видов красок. Ранее его использовали в соборной живописи, скрепляя пигменты яичным желтком.
Мы побывали в мастерской Геннадия Васильевича, в которой сейчас работает его сын Олег, и увидели шедевры своими глазами.
— Две картины сгорели полностью, — уточняет Олег Черноскутов. — Остальные – частично. Мне удалось спасти самое большое полотно и четыре поменьше: два — сильно пострадали, еще два – поменьше. Из-за пожара песок потек и осыпался. Но их можно восстановить и вернуть в здание теперь уже драмтеатра. Они бы прекрасно вписались в интерьер.
Монументальный список
Вдохновившись мастерской известного монументалиста, «Волжская правда» изучила список его работ, выполненных для Волжского, и попыталась выяснить, какие из них хорошо сохранились, каким требуется помощь, а каких уже нет.
Порадовали витражи и мозаика на тему детства детском саду № 113 «Гуливер». Это – работа 1995 года, и она действительно в хорошем состоянии и радует глаз.
Отлично сохранились витражи в политехническом техникуме. Их, в свое время удалось отстоять руководству учреждения.
— Когда в здании начали ставить евроокна, — рассказала Наталья Черноскутова, — техникум буквально грудью стал на защиту витражей Геннадия Васильевича. – И их и удалось спасти…
Прекрасно выглядит и недавно реанимированная мозаика «Связь», одно из четырех панно за торцевых стенах тысячеквартирного дома. Остальные нуждаются в ретуши.
Великолепный фриз «Ритмы труда», выполненный на крыше ЦКиИ «Октябрь», тоже требует ремонта. «Сначала его фрагменты лепились из глины, — вспоминает Олег Черноскутов, — а потом отливались в бетоне. Сумасшедшая была работа…»
Требуют ремонта рельеф над входом и сграфити на торце бывшего дворца пионеров. «Это одна из первых совместных работ Геннадия Васильевича с Николаем Барохой, — рассказывает Олег Геннадьевич, — Тогда был дом пионеров и здание речного вокзала, к которому сейчас, к сожалению, не подобраться».
Вполне прилично выглядят рельефы школы № 23 «Урок географии» и «Урок физкультуры», внесенные, между прочим, в каталог монументального искусства СССР. Хотя они и претерпели антивандальное «замазывание» и даже штрабление, сумели удержаться и продолжают радовать глаз.
А вот все четыре панно на улице Сталинградской, установленные у каждого из четырех высотных зданий, нуждаются в срочном ремонте. На них есть граффити-росчерки и осыпания. А в специально отстроенных стенах виднеются трещины. Они очень стильные, и вряд ли какой-нибудь еще город в России может похвастаться таким экстерьером жилых районов.
Мозаичное панно «Голуби» над входом во Дворец молодежи «Юность» тоже можно было бы подлатать. Осыпается красавица смальта… Не щадит ее время.
Сохранились витражи в краеведческом музее, и довольно неплохо выглядит интерьерная роспись в поликлинике № 5. Внутренний интерьер сохранить все-таки проще.
Радует глаз и мозаичное панно «История развития автотранспорта», созданное Геннадием Васильевичем в 1994 году на торце здания бывшего таксопарка. С его сохранением тоже связана интересная история…
— Проектировщики «ПЛАНЕТАЛЕТО» выходили на художественных совет с предложением о сносе мозаики, — рассказал нам Олег Геннадьевич. – Ведь именно в этом здании должен был размещаться каток. Проектировщики подошли к решению вопроса серьезно, привезли экспертов из Волгограда. Компенсацию предлагали, уточняли, можно ли перенести панно на другое здание… Но этот оказалось слишком затратным. Тогда застройщик принял очень правильное решение: он внес изменения в проект. И спас мозаику для города. За что ему большое спасибо.
Но есть в истории работ Геннадия Черноскутова и грустный перечень. В нем те творения, которые, к величайшему сожалению, уже не спасти…
Давным-давно, все в тех же 90-х, пропала интерьерная роспись «Мировая медицина», созданная в 1975 году в вестибюле 1 этажа поликлиники Фишера.
Уничтожен пожаром металлорельеф «К звездам», размещенный на здании кинотеатра «Спутник» в 1971 году. В 90-х там появился модный стеклянный фасад.
В ДК ВГС исчезла роспись в холле, где музей славы. Витражи сохранились, а росписи больше нет.
Утерян и цветной рельеф 68-го года на здании Дома быта.
— Нет информации по детским садам, — вспоминает с грустью Олег Геннадьевич. — Отец работал в 5 или даже 6 дошкольных учреждениях. В основном они были ведомственные, которые в то время предприятия массово скидывали со своего баланса.
А вот шанс вернуть городу мозаику «Люди в белых халатах», площадь 102 кв. метра, созданную Геннадием Черноскутовым в 1977 году для больницы им. С. З. Фишера, по мнению Олега, еще не потерян.
— Мы вели переговоры с Романом Морозовым, экс-главврачом горбольницы им. Фишера, — рассказывает Олег Геннадьевич, — уже в ходе реализации проекта. Тогда они предложили возродить панно в экстерьере, то есть на специально установленной во дворе больницы стене, чтобы мозаику могли видеть все. Морозов, конечно, уже ушел, но ведь идея осталась. И ее можно реализовать.
К сожалению, так случается, что далеко не всё и не всегда получается сохранить, спасти и преумножить. Но, может быть, позитивную созидательную волну, которую подняли сами волжане, стоит поддержать и направить в нужное русло? Чтобы спасти монументальную историю, которая делает наш город таким непохожим на все остальные города России, и в совсем недалеком будущем создать уникальный туристический маршрут по культурному наследию Волжского.
Справка ВП
Геннадий Черноскутов родился в 1933 году в Фергане. Окончил Свердловское и Ленинградское художественные училища. Член Комиссии по монументальному искусству СССР, член Правления Союза художников РСФСР и СССР, депутат горсовета, обладатель дипломов и почетных грамот Комитета защиты мира СССР и Министерства культуры СССР, Заслуженный художник РСФСР.
Работы Геннадия Черноскутова:
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru