Волжане рассказали, сколько раз их отец-особист должен был погибнуть на войне

995
реклама

Помните самую известную фотографию, свидетельствующую о Победе СССР над фашизмом? На ней запечатлён момент установки Красного знамени на рейхстаге. Снимок сделан с верхней точки, и если присмотреться, то внизу, на площади перед германским парламентом, можно увидеть танки ИС-2, штурмовавшие Берлин. Они принадлежали танковой бригаде, в которой воевал Николай Соболев. К сожалению, фронтовик, проживший в Волжском около 30 лет, умер в 1990-м, но память о нём хранят его сыновья Юрий и Сергей.

Немцы просто обходили танкистов

Заняться изучение военной темы, связанной с отцом, в 2009 году братьев подтолкнуло первое издание энциклопедии «Сталинградская битва», в которой даже не упоминалось о 6-й отдельной танковой бригаде, в которой воевал Николай Соболев.

Родился Николай Ильич в Вятской губернии (ныне Кировской области) в 1915 году в семье крестьянина. После семилетки, окончив курсы, трудился счетоводом в сельхозартели «Восток», а затем работал старшим счетоводом в расчётном столе на железной дороге в Кирове. Там его призвали в армию, а после демобилизации Николай продолжил службу в НКВД Сталинабада. Сначала выполнял обязанности секретаря отдела, а затем – помощника оперуполномоченного. В 1942-м, без отрыва от службы, он окончил трёхмесячные спецкурсы особистов. И в июне того же года попал в особый отдел Юго-Западного фронта, где его направили в 6-ю отдельную танковую бригаду, входившую в состав 23-го танкового корпуса.

Красная Армия с тяжёлыми боями отступала. Под Харьковом Николаю Соболеву вместе с однополчанами удалось не только избежать окружения, но и нанести серьёзный урон противнику в виде 120-ти уничтоженных фашистских танков дивизии СС «Мёртвая голова».

Отец рассказывал сыновьям, что во время отступлений даже пехотинцы не копали столько, сколько танкисты. Они отходили, занимали позиции, выкапывали ямы для танков, чтобы над землёй возвышались только башни. А немцы зачастую даже в бой не вступали, просто обходили их и свободно продолжали движение, так как части Красной Армии были разрозненны, и сплошной фронт отсутствовал.

Бригада Соболева обеспечивала прикрытие отхода 28-й армии и к началу августа 1942 года была направлена под Сталинград, где дислоцировалась в районе Городища. После того, как воинское формирование было укомплектовано танками с Тракторного завода, его отправили защищать южные рубежи города на Волге. Техника, к сожалению, давала сбои. По воспоминаниям фронтовика, из 44 единиц, полученных на заводе, боеспособными остались вскоре лишь 11, потому что все остальные сломались в дороге. Разбираться в причинах стали сотрудники сталинградского Управления госбезопасности. В результате расследования был выявлен конструктивный недостаток техники. Дефекты ликвидировали, танки вернулись в строй.

Николай Соболев обеспечивал секретность штабов, вёл противодиверсионные мероприятия, расследовал мелкие правонарушения. В общем, был контрразведчиком сначала НКВД, а затем СМЕРШа. А ещё укреплял боевой дух солдат и сам никогда не прятался за их спинами. Николай Ильич редко говорил о войне, но упоминал, что самыми страшными были бои в Сталинграде и на Зееловских высотах под Берлином.

Лицо покрылось чёрной коркой

У фронтовика было немало разных ранений. Как-то пуля обожгла бок, оставив на полушубке две дырки. А однажды небольшой осколок снаряда угодил ему в лицо, прямо рядом с носом, после чего отец лишился переднего зуба, выплюнув его вместе с железкой. На том месте так на всю жизнь и остался шрам.

В другой раз под Кировоградом 20-й гвардейский танковый полк, в котором воевал Николай Соболев, оттягивал на себя внимание танковой армии Венка, чтобы Красная Армия смогла в это время освободить Киев. Герой нашего материала должен был там погибнуть, но отделался тяжёлым ранением. Операция по удалению осколка проводилась в палатке. И пока контрразведчик ждал своей очереди, мимо него проходили санитары и складывали в рядом стоявший таз то, что вытаскивали и отрезали у раненых бойцов. У кого-то ампутировали ноги, и они тоже оказались в этом тазу. Анестезирующих медикаментов не было, поэтому перед хирургическим вмешательством вместо них солдатам давали стакан водки и – на операционный стол. 

Тогда же на Украине Николай Соболев получил ожоги 2-й степени – пострадали рука и лицо, которое покрылось чёрной коркой. После этого бойца никто не узнавал. Поражённые места он мазал снадобьем, данным ему местными жителями. Заживление прошло настолько удачно, что когда ему исполнилось 30 лет, все давали не больше 20. Только обожжённые участки в мороз сильно мёрзли.

Вообще, в теле капитана Николая Соболева осталось очень много осколков. В 1962 году ему сделали операцию и удалили те, что были близко к основным сосудам и нервам. Их оказалось около десятка, один осколок бывший фронтовик принёс домой, это была железка длиной в полтора-два сантиметра. А другие, неизвлечённые, долгие годы чувствовались при прикосновении к телу.

Сталинград должен знать своих героев

После того осколочного ранения под Кировоградом Николай Соболев три месяца провёл в госпитале, а потом вернулся на фронт. В составе 7-й отдельной Гвардейской тяжёлой танковой бригады штурмовал Зееловские высоты. В ночь на 2 мая танкисты подошли к рейхстагу, где и были сделаны те самые легендарные фотографии, свидетельствующие о Победе.

К слову, оперативные сотрудники воевали, в среднем, по три месяца, после чего либо погибали, либо из-за полученных ранений их комиссовали. Николай Соболев стал в этом плане исключением.

В числе наград контрразведчика медали «За отвагу», «За оборону Сталинграда», два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны 2-й степени. 

После Великой Победы Николай Ильич познакомился со своей будущей супругой Александрой Владимировной, тоже фронтовичкой, которая во время войны была телеграфисткой и комсоргом и прошла путь от Сталинграда до Берлина. Они приехали в Волжский в начале 60-х годов, к этому времени у них уже подрастали двое сыновей. Участник войны трудился на ГПЗ.

Братья Соболевы собрали немало документов, касающихся 6-й отдельной танковой бригады, о роли которой в истории Сталинградской битвы и всей войны не особо говорится. Наши земляки узнали о том, что за некоторых однополчан отца, проявивших воинское мужество и отвагу, ходатайствовали их командиры. Они просили присвоить им звание Героя СССР, но никакой награды те бойцы так и не получили. Юрий и Сергей очень хотят, чтобы историческая несправедливость была устранена и об их подвиге узнали бы люди.

Фото из архива семьи Соболевых