В начале августа у Владимира после тяжёлой болезни умерла мама. Инвалид I группы, в последнее время она страдала от сердечного заболевания, были проблемы с ногами. Нина Семёновна находилась под наблюдением врача, но болезнь брала своё, и последние полтора месяца она практически не вставала с постели. Мама Владимира была верующим человеком и высказала пожелание, чтобы её не вскрывали после смерти. Когда она скончалась, в дом к Головлевым пришёл участковый врач, который сообщил, что в настоящий момент патолого-анатомическую процедуру проводят всем. В тот момент Владимиру было не до споров. Только позже он начал интересоваться этим вопросом и прочитал соответствующую статью федерального закона.
– Документ предусматривает возможность отказа от вскрытия по религиозным убеждениям, но существует слишком много исключений, которые практически лишают любого человека шанса отказаться от вскрытия. Я не говорю о том, что нужно совсем его запретить. Вскрытие необходимо, особенно когда смерть человека носит криминальный характер. Но если речь идёт о пожилых людях, которые долго болели, к тому же сами при жизни выказывали протест против этой процедуры, то почему нельзя исполнить их волю? – недоумевает Владимир.
Мы сделали соответствующий запрос в комитет здравоохранения администрации области. Там нам ответили, что проведение исследований тел умерших осуществляется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.06.2013 № 354н «О порядке проведения патологоанатомических вскрытий». В письме также говорится о том, что эта процедура необходима для получения данных о причине смерти человека и медицинском диагнозе.
Может ли не производиться вскрытие? Да, если существуют религиозные мотивы. Но тогда в обязательном порядке нужно письменное заявление супруга (супруги) или близкого родственника (детей, родителей, усыновлённых, усыновителей, родных братьев и родных сестёр, внуков, дедушки, бабушки). При отсутствии родственников это может сделать законный представитель умершего. Еще один вариант – волеизъявление самого усопшего, сделанное им при жизни.
Но исключения из этого правила действительно есть. Их семь. И главное – это подозрение на насильственную смерть. Под этот пункт попадает и ситуация, когда человек умирает дома, а в медицинской организации за последние полгода отсутствует документация о том, что он наблюдался у врачей, имея хроническое заболевание. Остальные шесть пунктов касаются невозможности установления заключительного клинического диагноза заболевания, приведшего к смерти; оказания умершему пациенту медицинской организацией медпомощи в стационарных условиях менее одних суток; подозрения на передозировку или непереносимость лекарственных препаратов; смерти, связанной с проведением медицинских мероприятий во время или после операции переливания крови и её компонентов; от инфекционного заболевания или при подозрении на него; от онкологического заболевания (при отсутствии гистологической верификации опухоли); от заболевания, связанного с последствиями экологической катастрофы; смерти беременных и родивших женщин, а также детей в возрасте до 28 дней жизни включительно; рождения мертвого ребёнка; необходимости судебно-медицинского исследования.
Словом, ваше пожелание не вскрывать умершего близкого родственника будет выполнено только в том случае, если он страдал неизлечимым заболеванием и находился под постоянным наблюдением врачей в медучреждении, которое может выдать соответствующую справку.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru