Волжанин рассказал, что стало с самым первым тетраэдром и открыл другие секреты великой стройки

1747
реклама

Ежегодно в августе в России отмечается День строителя, и этот праздник является особым для нашего города. До сих пор живы те, кто был свидетелем зарождения Волжского, и те, кто его созидал. Сегодня мы расскажем об одном из первостроителей – Петре Старосельском, занимавшемся отделочными работами на промышленных предприятиях.

Мело, мело по всей земле

15-летний Пётр Старосельский приехал в Волжский в январе 1952 года вместе с мамой, старшей сестрой и младшим братом. А чуть ранее на Великую стройку позвали работать его отца. Им дали жильё в 1-м квартале на улице Гайдара, именовавшейся в то время Школьной. Восьмиклассника Петю определили в школу, здание которой сегодня занимает Картинная галерея.

– Тогда были сильные вьюги, – вспоминает первостроитель. – Мело так, что снегом скрывало все дороги, и однажды, когда брат вовремя не вернулся со школы, мы пошли в эту пургу его искать. Ориентировались только по проводам. А ещё во время такой непогоды военные, сняв башню с танка, ездили за хлебом в Среднюю Ахтубу и доставляли его в магазин, который располагался на улице Московской. А рынок в те годы находился в районе Центрального бассейна, и там продавали мясо сайгака по полтора рубля за килограмм, что было очень дёшево.

В 1953-м в Волжском сдали новую школу, которая занимала помещение нынешнего мирового суда, в ней юный Пётр продолжил своё обучение. А поскольку она была рядом с их домом, сын упросил мать, когда та собралась покупать ему пальто, вместо одёжи приобрести радиоприёмник, и был несказанно рад этой покупке.
После окончания школы Пётр поступил в гидротехнический техником, где учился по вечерам, а днём работал электромонтёром в Управлении энергоснабжения, лазал по столбам, к которым крепились провода с напряжением в шесть тысяч вольт.

Байки со стройплощадки

Пётр Самуилович говорит, что трудовой процесс в 50-е годы был организован по всем правилам. Соблюдению технологий на каждом этапе уделялось особое внимание. Грамотные руководители Фёдор Логинов и Степан Медведев знали своё дело и потому пользовались авторитетом у рабочих.

– Ходила такая байка, что однажды Степана Медведева вызвал Сталин, – рассказывает Пётр Старосельский. – Степан Романович задавался вопросами, зачем он понадобился генсеку и когда сможет от него выйти. И на всякий случай, собираясь на встречу, надел рабочую форму и взял с собой чемоданчик. Иосиф Виссарионович объявил, что назначает его главным инженером на строительство Сталинградской ГЭС, а потом поинтересовался, почему он так плохо одет и неужели так мало зарабатывает. Сказал, что на стройке ему будут платить по шесть тысяч рублей, хотя сам Логинов, вроде, получал только пять тысяч. Но точно известно, что сюда к Медведеву ездили консультироваться академики из Москвы.

Степан Медведев

У Петра Самуиловича тоже состоялась встреча со Степаном Медведевым, когда сразу после окончания техникума он пришёл мастером на участок перекрытия Волги, где подготавливали для этого тетраэдры.

– 10-тонные тетраэдры изготавливались из бетона, которого на каждый многогранник требовалось по три машины, – поясняет первостроитель. – Я видел, что стало с первой пирамидой. Когда в опалубку заливали бетон из третьей по счёту машины, она просто поднялась. Тетраэдр не получился, и тогда в «Стройке коммунизма» написали, что первый ком вышел блином. Внесли коррективы. Поначалу во все семь или восемь форм, имевшихся в наличии, стали по очереди заливать бетон только из двух машин. А к тому моменту, когда подходила очередь третьего бетоновоза, нижний слой уже схватывался, и конструкция держалась. А потом утяжелили опалубку, и всё наладилось. Мы уже изготовили порядка 30-ти тетраэдров, когда к нам подошёл какой-то дедушка. Он спросил меня, 20-летнего парня, каков диаметр кольца крепления, за которое должен был подниматься тетраэдр, на что я ответил, что не знаю, потому что работаю всего лишь третий день. Он кивнул головой и ушёл, а мне потом сказали, что этот «дедушка» – главный инженер стройки.

Как зеки тайную комнату построили

Позже Пётр Старо-сельский трудился сначала мастером, а затем прорабом и начальником строительного участка в Управлении отделочных работ (УОР) – до тех пор, пока перестал существовать Волгоградгидрострой. Это подразделение работало и на возводившихся предприятиях. Там, по мнению первостроителя, было гораздо интереснее, чем на жилой застройке.

– Жилые дома – это типовые здания, – отмечает волжанин. – А возьмите Трубный завод, где цеха длиною 1 300 метров и шириною 400. Там одной только воды было 14 наименований: техническая, питьевая, пожарная и так далее. И каждую трубу нужно было красить в свой цвет. Мы заделывали швы, стеклили, штукатурили потолки и стены, выполняли малярные работы, прокладывали электрику, делали полы – чугунные, мозаичные, плиточные, паркет и так далее. И у каждой работы была своя специфика.

Какое-то время первостроителю приходилось руководить заключёнными, численность которых варьировалась от 50 до 80 человек. Строительный объект был обнесён колючей проволокой.

– Заключённые – это те же самые люди, поэтому общий язык я с ними находил, – продолжает свой рассказ Пётр Самуилович. – А однажды случилось следующее. Нужно было облицовывать стены. Я беру чертёж и никак не могу понять, почему образовалась дополнительная стенка. Оказалось, что зэки её сделали специально. И внизу положили кирпичи без раствора, чтобы они спокойно разбирались и собирались. Таким образом за этой стеной получилось помещение для свиданий, когда к осуждённым приезжали женщины. Конечно же, я об этом не стал никому рассказывать.

Пётр Старосельский принимал участие в отделке Шинного и Трубного заводов, ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, волгоградской ТЭЦ-3, жилых домов в Ленинокане (после землетрясения), клуба в посёлке Эльтон, здания госавтоинспекции на улице Александрова в Волжском, ЦУМа и развлекательного центра «Спутник», порядка 10-ти заправок в Волжском и Волгограде.

Сейчас Петру Самуи-ловичу 83 года, и только последние три из них он находится на заслуженном отдыхе, уделяя внимание своей даче в СНТ «Изобилие». Он бодр и весел, в курсе всех последних новостей города, страны и мира. А ещё до сих пор управляет автомобилем – шестой моделью «Жигулей» палевого цвета, полученным 30 лет назад по городской очереди. На нём первостроитель перевозит свой урожай и щедро делится им со своими знакомыми.