Кузнец кузнецу рознь. Один трудится на заводе, выковывая необходимые для производственного процесса детали. Другой превращает профессию в высокое искусство, делая так, чтобы его работы заставляли плакать и смеяться, задумываться о смысле жизни, разгадывать загадки бытия.
Волжанин Сергей Кирин – как раз из таких.
«Я не кузнец, я художник по металлу», — говорит он о себе. Его скульптуры и композиции обращают на себя внимание на выставках, украшают площади и улицы разных городов России.
В мастерской художника по металлу побывал корреспондент «Волжской правды».
В детстве выковал игрушечную саблю
Честно говоря, ожидала увидеть совсем другую картину: Сергей в рабочем фартуке обрабатывает на наковальне деталь очередной скульптуры, затем подмастерье подхватывает её щипцами и опускает в ёмкость с водой. Пар, шипение, раскалённый докрасна металл…
Да, печь в мастерской занимает почётное место. И кузнечных инструментов целый арсенал. Но, как пояснил позже Кирин, их используют лишь на определённом этапе работы.
-Хотите, покажу свой основной инструмент? – Сергей берёт с верстака кусок мела. – Чтобы появилась новая композиция, её нужно сначала придумать и нарисовать.
-Как вы стали кузнецом?
-Как-то само собой вышло. Отец думал, что я стану ювелиром, хотя никакого интереса к этой профессии я не проявлял. Увлечений у меня в детстве было немало: и хоккеем я серьёзно занимался, и в художественную школу ходил, где, кстати, получил очень хорошую базу. А что касается металла… Мальчишкой, когда отец просил помочь, почему-то с особым удовольствием выпрямлял старые гнутые гвозди. Игрушечную сабельку однажды сам себе выковал. Но это и всё, пожалуй.
А учебное заведение – художественно-промышленную академию имени Васнецова – во многом выбрал из-за места расположения: Абрамцево. Здесь, в имении Мамонтова, жили и творили Репин, Врубель, Васнецов, Поленов… Поэтическая земля!
—Вот так просто поехали и поступили?
-Поехал и поступил, хотя конкурс был очень большой и серьёзный. Оказалось, у преподавателей академии наша художественная школа высоко котируется. Я папку с работами открыл, приёмная комиссия сразу: «Откуда приехал? Волжский? К экзаменам допущен!» Все специальные предметы: живопись, рисунок, композиция – я сдал на «отлично», поступил на отделение «художественная обработка металла»
Реквизит для «Мосфильма»
—Не пожалели, что не стали ювелиром?
-Нет. С первого курса «зависал» после занятий в мастерской – она была открыта до позднего вечера, постигал основы ремесла. А на третьем курсе и в ювелирной профессии себя попробовал – делал трон для Бориса Годунова.
—???
-Однажды училище получило важный заказ от «Мосфильма»: нужно было сделать реквизит для исторической картины – царский трон. И преподаватели поручили эту ответственную миссию третьему курсу, где учился я. Работа была сложная: сам трон делали «деревянщики» — студенты отделения художественной обработки дерева, а мы, «металлисты», присоединялись на следующем этапе: обшивали трон резными металлическими плашками, впаивали в них 400 камешков, имитирующих самоцветы…
—Это бы единственный подобный заказ?
-Нет. Видели сериал «Гардемарины, вперёд!»? Помните, у героев урок фехтования? А потом Алёша Корсак – Харатьян – черпает ковшиком воду из ведра? Ковшик, вычеканенный из меди, – тоже наша работа. И зеркало мелькнуло в кадре, которое я ковал. Для сериала мы сделали их четыре: отполированный лист стали, так что в него вполне можно смотреться. А по бокам — канделябры. Кстати, зеркало видел и в другом сериале – как новенькое..
Человек, построивший водопровод
Вернувшись в Волжский, Сергей начал делать на продажу балконные решётки, перила, ограды, а для души – кованые скульптуры. Среди его работ – грустный Леший, пара зачарованных фламинго, карета с откидным верхом.
-Сейчас подобные вещи в тренде, — комментирует мастер. – Оригинальные скульптуры украшают площади, общественные пространства. Они сразу обрастают какими-то легендами, люди фотографируются на их фоне, дотрагиваются «на удачу». Интересно ведь?
—Самый необычный заказ, который вам доводилось выполнять?
-Ограда «с мультиками» в детском сквере в Энгельсе Саратовской области. И малыши, и взрослые радуются, узнавая Карлсона, Шапокляк, Крокодила Гену… И ещё – памятник Городовому в Саратове. С ним связана интересная история.
—Какая же?
-Мне сказали, что у моего героя есть реальный прототип – частный пристав Василий Гришин, живший в Саратове в XIX веке. Ещё ничего не зная об этом человеке, я набросал эскиз памятника – получился добродушный симпатичный здоровяк. Эскиз одобрили – и лишь потом я увидел портрет Гришина. Оказалось, придуманный мной образ очень на него похож. Это человек-легенда. Он на собственные деньги построил в Саратове самотечный водопровод. По деревянным трубам вода поступала в город из родников, берущих начало на склонах местной горы. Потому двухметровую скульптуру и решено было установить на площадке у городского фонтана. Вот такая история.
Фото: Интернет, сайт Сергея Кирина.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru