Волжанин Сергей Кирин создал трон для Годунова и зеркало для гардемарина

2003
реклама

Кузнец кузнецу рознь. Один трудится на заводе, выковывая необходимые для производственного процесса детали. Другой превращает профессию в высокое искусство, делая так, чтобы его работы заставляли плакать и смеяться, задумываться о смысле жизни, разгадывать загадки бытия.

Волжанин Сергей Кирин – как раз из таких.

«Я не кузнец, я художник по металлу», — говорит он о себе. Его скульптуры и композиции обращают на себя внимание на выставках, украшают площади и улицы разных городов России.

Рабочее место мастера

В мастерской художника по металлу побывал корреспондент «Волжской правды».

В детстве выковал игрушечную саблю

Честно говоря, ожидала увидеть совсем другую картину: Сергей в рабочем фартуке обрабатывает на наковальне деталь очередной скульптуры, затем подмастерье подхватывает её щипцами и опускает в ёмкость с водой. Пар, шипение, раскалённый докрасна металл…

Да, печь в мастерской занимает почётное место. И кузнечных инструментов целый арсенал. Но, как пояснил позже Кирин, их используют лишь на определённом этапе работы.

-Хотите, покажу свой основной  инструмент? – Сергей берёт с верстака кусок мела. – Чтобы появилась новая композиция, её нужно сначала придумать и нарисовать.

Сначала композицию нужно нарисовать. Вот тут и пригождаются художественная школа и основы высшей математики

-Как вы стали кузнецом?

-Как-то само собой вышло. Отец думал, что я стану ювелиром, хотя никакого интереса к этой профессии я не проявлял. Увлечений у меня в детстве было немало: и хоккеем я серьёзно занимался, и в художественную школу ходил, где, кстати, получил очень хорошую базу. А что касается металла… Мальчишкой, когда отец просил помочь, почему-то с особым удовольствием выпрямлял старые гнутые гвозди. Игрушечную сабельку однажды сам себе выковал. Но это и всё, пожалуй.

А учебное заведение – художественно-промышленную академию имени Васнецова – во многом выбрал из-за места расположения:  Абрамцево. Здесь, в имении Мамонтова, жили и творили Репин, Врубель, Васнецов, Поленов… Поэтическая земля!

Вывеска

Вот так просто поехали и поступили?

-Поехал и поступил, хотя конкурс был очень большой и серьёзный. Оказалось,  у преподавателей академии наша художественная школа высоко котируется. Я папку с работами открыл, приёмная комиссия сразу: «Откуда приехал? Волжский? К экзаменам допущен!»  Все специальные предметы: живопись, рисунок, композиция – я сдал на «отлично», поступил на отделение «художественная обработка металла»

Реквизит для «Мосфильма»

Не пожалели, что не стали ювелиром?

Ложка для обуви

-Нет. С первого курса «зависал» после занятий в мастерской – она была открыта до позднего вечера, постигал основы ремесла. А на третьем курсе и в ювелирной профессии себя попробовал – делал трон для Бориса Годунова.

???

-Однажды училище получило важный заказ от «Мосфильма»: нужно было сделать реквизит для исторической картины – царский трон. И преподаватели поручили эту ответственную миссию третьему курсу, где учился я. Работа была сложная: сам трон делали «деревянщики» — студенты отделения художественной обработки дерева, а мы, «металлисты», присоединялись на следующем этапе: обшивали трон резными металлическими плашками, впаивали в них 400 камешков, имитирующих самоцветы…

Тот самый ковшик из фильма «Гаредмарины, вперёд!»

Это бы единственный подобный заказ?

-Нет. Видели сериал «Гардемарины, вперёд!»? Помните, у героев урок фехтования? А потом Алёша Корсак – Харатьян – черпает ковшиком воду из ведра? Ковшик, вычеканенный из меди, – тоже наша работа. И зеркало мелькнуло в кадре, которое я ковал. Для сериала мы сделали их четыре: отполированный лист стали, так что в него вполне можно смотреться. А по бокам — канделябры. Кстати, зеркало видел и в другом сериале – как новенькое..

Человек, построивший водопровод

Вернувшись в Волжский, Сергей начал делать на продажу балконные решётки, перила, ограды, а для души – кованые скульптуры. Среди его работ – грустный Леший, пара зачарованных фламинго, карета с откидным верхом.

Леший

-Сейчас подобные вещи в тренде, — комментирует мастер. – Оригинальные скульптуры украшают площади, общественные пространства. Они сразу обрастают какими-то легендами, люди фотографируются на их фоне, дотрагиваются «на удачу». Интересно ведь?

Рыба моя

Самый необычный заказ, который вам доводилось выполнять?

-Ограда «с мультиками» в детском сквере в Энгельсе Саратовской области. И малыши, и взрослые радуются, узнавая Карлсона, Шапокляк, Крокодила Гену… И ещё – памятник Городовому в Саратове. С ним связана интересная история.

Забор «с мультиками» в Энгельсе

Какая же?

-Мне сказали, что у моего героя есть реальный прототип – частный пристав Василий Гришин, живший в Саратове в XIX веке. Ещё ничего не зная об этом человеке, я набросал эскиз памятника – получился добродушный симпатичный здоровяк. Эскиз одобрили – и лишь потом я увидел портрет Гришина. Оказалось, придуманный мной образ очень на него похож. Это человек-легенда. Он на собственные деньги построил в Саратове самотечный водопровод. По деревянным трубам вода поступала в город из родников, берущих начало на склонах местной горы. Потому двухметровую скульптуру и решено было установить на площадке у городского фонтана. Вот такая история.

Памятник Городовому в Саратове

Фото: Интернет, сайт Сергея Кирина.