Для российской военной истории первый месяц осени – месяц знаменательный. 8 сентября мы отметили 210 лет знаменитой бородинской победы. Мой собеседник – Анастасия Бузина, магистр истории и научный сотрудник Волжского музея памяти солдат войны и правопорядка.
Всякого рода древностями она интересуется не просто по долгу службы, но и в силу своего хобби. Анастасия проводит исторические исследования и делится своими догадками на своей странице в соцсетях. Одна из увиденных ею реликвий — навершие национального знамени «бородинских» времен. Кстати, находится оно совсем близко от нас и доступно любому туристу.
Флаг не сохранился, память осталась
Однажды, во время поездки в Элисту туристической группе, в которой и была в том числе Анастасия Бузина, экскурсовод предложила заглянуть к Нине Санджариковне Улановой. В Калмыкии она является хранительницей важной национальной реликвии– навершия родового знамени князей Тундутовых.
— Этому артефакту более 200 лет, – уточняет Анастасия. – Навершие представляет собой наконечник в виде копья из желтого металла, который крепился на древко. Когда-то он украшал боевое знамя Первого Астраханского калмыцкого полка, его возглавлял князь Джамба-тайши Тундутов. В составе русских войск калмыцкие подразделения воевали с Наполеоном в 1812 году. После войны этот раритет берегли в семье Тундутовых. Последний из них, Данзан Тундутов, правнук легендарного героя Отечественной войны, после революции эмигрировал из страны. А боевое знамя передал на хранение своему соратнику и известному калмыцкому просветителю Номто Очирову. Он приходится дядей Нине Улановой, которая сегодня возглавляет национальный благотворительный фонд культуры Калмыкии.
Полотно знамени не сохранилось. В Великую Отечественную войну семья Нины Улановой, как и многие калмыки, была выслана в Сибирь. Неудивительно, что в таких испытаниях сам флаг и древко были утеряны. Поэтому осталось только навершие, которое сегодня бережно хранится в музейном фонде Калмыцкой Республики.
Чтобы представить, как выглядел этот стяг, достаточно взглянуть на его «собрата». Речь об уцелевшем старинном знамени 2-го Калмыцкого конного полка под предводительством князя Тюменя, которое дошло до наших дней. Это шелковый флаг желтого цвета с изображением святого покровителя воинов Дайчи-Тенгри. Он считается буддийским двойником Георгия Победоносца.
По Парижу — с пиками и луками
У всех народов знамя является символом воинской доблести и славы. Поэтому его берегли в боях, как зеницу ока. А воевали калмыки особенно бесстрашно, в том числе и в Отечественную войну 1812 года. Война и охота – прирожденная стихия именно кочевых народов. При этом для калмыков всегда была важна буддистская составляющая.
— Эти воины возили с собой в походы молитвенные барабаны, — добавляет историк Анастасия Бузина. – Инструменты подразделялись на большие, стационарные и малые — полевые. Последние как раз и брали с собой в военные экспедиции. На привалах воины исполняли мантры, которые разносились по округе, очищали пространство от негатива и устанавливали благоприятную атмосферу. Это умиротворяло воинов, придавало им храбрости и спасало жизни.
Не обходилось и без другой мистики. Например, в музее центрального хурула Элисты (калмыки называют хурулами свои буддийские храмы) рассказывают, что перед походами матери обязательно делали сыновьям обереги. Они наговаривали на амулеты специальные молитвы, что должно было сделать калмыцких воинов неуязвимыми. Возможно, поэтому до сердца Франции тундутовская конница дошла с минимальными потерями.
— К Парижу калмыцкие подразделения подступили со своим традиционным оружием: луками, стрелами, пиками, — вступает в разговор руководитель Музея памяти солдат войны и правопорядка Максим Опалев. — Они напоминали жителям побежденной империи Наполеона Бонапарта о временах средневековых войн. Возможно, по представлениям французов, так выглядели татарские воины периода походов Батыя. Единственное отличие в том, что у калмыков были еще и пистолеты, кремневые ружья и легкие орудия. Но тем не менее основу вооружения у них составляли лук со стрелами (этот набор назывался «саддак»), сабли, по форме напоминавшие азиатские, и архаичная пика. В Европе такие применялись пятью веками раньше.
Кстати, одна из пик, очень похожая на калмыцкую, сегодня хранится в комнате казачьего быта в Волжском краеведческом музее на Фонтанке. Она представляет собой штырь в виде узкогранника для пробития доспехов противника. У нашей пики следы глубокой коррозии — по оценкам ученых, ей как минимум 150 лет. Есть версия, что она могла принимать участие в боях и в Отечественную войну 1812 года.
Что касается обмундирования, то калмыцкие кавалеристы, в том числе и конница князя Тундутова, выглядели как уланы. В музее памяти солдат войны и правопорядка на выставке оловянных солдатиков, посвященной юбилею Бородинской битвы, есть фигурка офицера лейб-гвардии уланского полка. По ней можно судить о форме, которую носили калмыки в те времена. Это синий мундир с желтыми лампасами — все в национальных цветах калмыцкого народа.
Древние камни на Ахтубе
Кстати, Тундутовы — не просто известный старинный калмыцкий княжеский род, но и наши земляки. Их улусы или, говоря современным языком, владения находились в Волгоградской области на территории сел Солянка и Червленое. Кстати, в этих местах до сих пор сохранились развалины старинных княжеских имений.
А появились в наших краях калмыки относительно недавно — в 17 веке. Ойраты, или, другими словами, западные монголы, прикочевали из Джунгарии в поисках лучших земель. Там были войны, потому что не хватало территорий. Это вторая волна кочевников после Золотой Орды, которая обосновалась в том числе и на берегах Ахтубы. У калмыков есть даже национальная песня, посвященная нашей реке.
— В 18 веке наша Волго-Ахтубинская пойма называлась урочище Монтохой, — поясняет Максим Опалев. — Это райская долина, райская страна. И, по одной из версий, калмыки организовали для переправы своей кавалерии каменный брод, который мы наблюдаем и сегодня в районе современной волжской лодочной станции. По мнению краеведа Андрея Клушина, Аюка-хан, который заключил с российскими властями договор о русских поселениях на калмыцких территориях, как раз и вел переговоры с царицынским городничим Никитой Бекетовым именно на этом каменном перешейке. То, что это искусственное сооружение, не вызывает сомнений. Нигде больше камней в русле Ахтубы нет — ни выше по течению, ни ниже по направлению к Каспию.
Кстати, переселенцы из Джунгарии не всегда вели себя миролюбиво. Они серьезно враждовали с местным населением. А в 1717 году вместе с нагайцами калмыцкая конница участвовала в набеге до Пензы. Кочевники брали рабов, сжигали населенные пункты. После чего к 1720 году Волго-Донской перешеек был перекрыт Царицынской сторожевой линией — цепочкой крепостей от Мечетки до станицы Качалино. И это было всего лишь за 100 лет до Бородино.
На войне с французами калмыки оказались по высочайшему императорскому указу, который предписывал увеличить русскую армию легкими и регулярными войсками и составить два конных полка из «орд, обитающих на территории южных русских степей». Так в состав Войска Донского была включена конница под предводительством князя Джамба-тайши Тундутова. Есть мнение, что во время Бородинского сражения именно калмыцкие всадники навели панику в тылу французской армии.
— А знаете, какая энергетика у навершия боевого знамени тундутовского полка? – внезапно возвращается к началу разговора Анастасия Бузина. — Словами не передашь. Когда Нина Уланова читала свои мантры с этим навершием, было какое-то особенное спокойствие и умиротворенность вперемешку с величием, что ли. Это трудно объяснить, все — на уровне ощущений. При виде 200-летней реликвии чувствуешь свою сопричастность к великим военным победам нашей страны. Посмотрите, сколько народов живут в России. Мы все разные, у каждого своя история и свои национальные традиции. Но сегодня мы вместе. И трудности нас только сплачивают. Когда враг стоит у дверей, мы всегда объединяемся и побеждаем.
СПРАВКА «ВП»
Джамба-тайши Тундутов — калмыцкий князь, командир Первого Астраханского калмыцкого полка, участвовал в Отечественной войне 1812 года в составе нерегулярных войск. За боевые заслуги был произведён царём Александром I в капитаны и награждён золотой саблей «За храбрость».
Первый Астраханский Калмыцкий полк под командованием Джамба-тайши Тундутова участвовал в различных битвах Отечественной войны. Его конница сражалась в районе городов Брест-Литовск и Волковыск, под Варшавой и держала блокаду французской крепости Модлин до её капитуляции. В пределы России Первый Калмыцкий полк вернулся только в ноябре 2014 года.
Джамба-тайши Тундутов умер в 1830-е годы и был похоронен в Калмыкии.
Факт
Знаменитый боевой клич «Ура!» произошел из калмыцкого языка, точнее, из монгольского (калмыки — часть монгольского народа). Этой версии придерживаются некоторые историки и этнографы. Интересно то, что боевой возглас «Ура!» упоминается в калмыцком героическом эпосе «Джангар». Он относится к 13-15 векам и повествует о стране счастья и благоденствия под названием Бумба и подвигах ее богатырей.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru
Никита Бекетов был Астраханским губернатором в 1763-1773 гг. Никаким царицынским городничим он не был, к тому же сами царицынские городничии появились примерно в 1802 году. Сам же Никита Бекетов был 1726 года рождения и с умершим в 1724 году Аюкой-ханом, он понятное дело встречаться не мог по известным причинам. Мало того урочищем Монтохой называлось только то место брода, которое вело в пойму имеющее название Монтохой. Аюка-хан в 1708 и 1709 году действительно встречался с Астраханским воеводой, но на Даниловом урочище, это в 200 км от Астрахани, и от нас примерно столько. А вот ныне покойный Крюков действительно ошибочно писал о том, что у нас на «каменнике» встречался в 1708 году Аюка-хан с Астраханским губернатором П. М. Апраксиным, но тогда не было губернатора в Астрахани, так как губерния наша тогда была Казанской, а Астраханская губерния появилась только в 1717 году.
Наш географ Максим Кучеров считает вместе с рядом других географов и геологов, что это природный пласт геологического происхождения.
А вот в фольклоре Средней Ахтубы происхождение каменника объясняется монголотатарским периодом. Мол собиралась в наших краях Мамаева (Батыева) рать и каждый приносил с собой камень из своего дома, чтобы потом по прибытии домой его бросить в общую кучу, чтобы можно было сосчитать сколько людей живых пришло. Этот сюжет лет 30 назад был в рекламе банка Империал, но там речь шла о Чингисхане.