29 июля Илье Машкову исполнилось бы 137 лет. Так как он родился в станице михаловской Урюпинского района и всю жизнь считал свою малую родину «благодатным краем», решено посвятить выставку именно работам, написанным на урюпинских пленерах.
Сам Машков писал пейзажи своего родного края с 1901 года, после окончания первого курса Московского училища живописи, ваяния, зодчества он приезжал на каникулах домой. Работы того времени запечатлели тихую, укромную жизнь глубокой провинции («Вечерний пейзаж», «Церковь в селении», 1901). После этого приезда он, окунувшись в столичную художественную жизнь, почти три десятилетия не возвращался в родные края. Но о родине не забывал.
Новое обращение к образам родных мест происходит, когда Машкову уже исполнилось пятьдесят. В этот период Михайловская, которую он задумал превратить в образцовый городок социалистической культуры, целиком занимала его мысли. Тогда, во время длительных поездок на родину, он создал целую живописную серию.
Для него родная степь — бескрайнее пространство. Он воспевает её широту и масштабность, в самых обыденных пейзажах — радость жизни («Площадь в станице Михайловской»; «Степь. Репейник», 1933). Основное внимание живописца приковано именно к земле. Машков видит свою землю теплой на ощупь, поросшей пышной мягкой растительностью, доброжелательной по отношению к человеку. Она написана бережными ласкающими касаниями кисти всеми оттенками богатейшей золотистой и розовой гаммы («Станица Михайловская», 1933). Известно, что живописец собственноручно делал краски из местных земель и даже пытался привлечь внимание московского начальства к их исключительным качествам.
Илья Машков описывает свои края как солнечные, приветливые, открытые, привольные. Это место, где жизнь человека и природы неразрывно связаны. Его видение близко к почти языческому мирочувствованию в своей породненности со стихиями. Здесь живут сильные, могучие люди — простые, трудолюбивые, цельные, щедрые, наделенные достоинством («Девушка на табачной плантации», 1930). Вся живописная серия транслирует идеи духовного здоровья и ясного приятия мира. Это самые нежные из пейзажей Машкова. По своей интонации, по точности деталей, остроте переживания счастья они полностью совпадают с детскими воспоминаниями, запечатленными в тот же период в автобиографической повести «В своих краях». «…климат на моей родине благодатный… Летом много тепла, много солнца… Сухо, но не знойно. Осень — сентябрь — октябрь — замечательная: приятная, немного прохладная, перемежаемая редкими дождями, солнечная. Зима ровная, снежная. Большие морозы бывают редко. О весне и говорить не приходится. И при всем этом широчайший степной простор». «Глаза ничего не теснит и не давит. Кажется, и небо и земля любовно опекают этот благодатный край и жизненные соки земли любовно поднимаются к людям: — пейте, насыщайтесь, пользуйтесь — видя обилие плодов земных».
Здесь берет начало персональная «легенда мира» Машкова, настойчиво реализуемая им в искусстве на протяжении всего творческого пути. В ее центре находится человек-созидатель, бодрый духом, наделенный силой и здоровьем («Колхозница с тыквами», 1930).
Черпают вдохновение в Урюпинских пространствах художники и сегодня. С 1990-х годов Волгоградский музей изобразительных искусств активно участвует в культурных событиях, инициируемых Урюпинском. При активном содействии администрации города, городского отдела культуры и краеведческого музея с 1994 года ВМИИ принимал участие в культурной программе «машковских дней» с выездными выставками и лекциями. Музеем были переданы Урюпинску ценнейшие артефакты: огромный, выполненный по собственному проекту мольберт великого художника, его ранние рисунки, предметы из мастерской, документы. В 2000-е годы ВМИИ по поручению Администрации Волгоградской области музей выступал в качестве организатора пленэров для живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства- членов Волгоградской организации Союза художников РФ, а также гостей из других городов. Пленэры проводились в различных районах Волгоградской области, но поистине незабываемые впечатления оставили пленэры в Урюпинском районе. Удивительно живописные, напоенные чабрецовым медовым воздухом поля, леса, взгорья, долина Хопра, общение с колоритными жителями станиц Тепикинской, Правоторовской, города Урюпинска – вживую приобщали к истории России, к ее величественной красоте. Часть произведений из числа написанных тогда сегодня представляется вниманию зрителей в рамках виртуальной выставки.
На ней представлены живописные и графические произведения художников разных российских художественных школ: из Ленинграда, Москвы, Пензы, Астрахани, а также из Волжского (Владимир Юнак, Юрий Сорокин).
Выставку можно увидеть здесь
Без возрастных ограничений.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru