О новогодних традициях России рассказали волжские историки

реклама

Обычай украшать деревья (необязательно ели) возник более двух тысяч лет назад. Люди в те времена верили, что в ветвях деревьев обитают различные духи, — как добрые, так и злые, — поэтому, чтобы поладить с ними, на ветках развешивались обильные дары. Чаще всего это были яблоки, сливы, груши.

Спустя века на еловых лапах, кроме традиционных яблок появились орехи, сладости, шары. О новогодних традициях «Волжской правде» рассказала старший научный сотрудник Волжского историко-краеведческого музея Екатерина Лоскутова.

Мода украшать ели на Рождество пришла в Россию из Германии. В начале XIX века на Дрезденской рождественской ярмарке продавалось очень много ёлок, которые охотно раскупались. В нашей стране обычай отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января ввёл Петр Первый. Он же и повелел, чтобы ель стала главным новогодним деревом. Правда, это нововведение простой люд воспринял далеко не сразу. Ель издавна у славян отождествлялась с печалью, и скорбью, — «деревом мёртвых», а не с весельем.

По-настоящему обычай наряжать ёлку и делать это к Рождеству, 25 декабря, пришёл в Россию при Николае Первом. Его супруга Мария Фёдоровна, урождённая прусская принцесса, немка по происхождению, перенесла в Россию обычай украшать жилище ёлочкой с горящими свечами и раскладывать под деревом или прямо на ветвях подарки.

Мода наряжать ёлку пришла из Германии

— C 1918 по 1935 год Новый год в нашей стране не считался официальным праздником, — рассказывает Екатерина Лоскутова. — В семьях, где по традиции отмечали Новый год и Рождество, старались это не афишировать. Причиной стал запрет властей на празднование Рождества, а заодно, и Нового года, которые считались религиозными праздниками. Тем более, что в царской России это были одни из самых любимых праздников. А для советской власти всё, что связано с царским режимом, должно было быть ликвидировано.

Купить ёлку стало невозможно, а привезти из лесу – опасно. Новый год превратился в простой рабочий день недели. Спать ложились как обычно, так как утром надо было идти на работу. Но люди всё равно старались отметить любимый праздник.

Игрушка на прищепке «Девочка» была популярна в 70-80 годах 20 века

Сейчас трудно себе это представить, но призыв отказаться от празднования Нового года был связан с тем, что таким образом взрослые якобы воспитывали в детях религиозный дурман и «хищников народного хозяйства». В одной из пропагандистских статей, запрещавших этот праздник, так и говорилось, что лес – опора хозяйства СССР и ель должна применяться в строительной, топливной, мебельной, бумажной промышленности, а не использоваться для старых религиозных пережитков.

Кроме того, Новый год, по мнению его противников, мог повлиять на неокрепшую детскую психику и вызвать у ребёнка жадность, зависть к детям, получившим лучшие подарки. Взрослым рекомендовалось заменить «побрякушки и другие ёлочные украшения коньками, лыжами, хорошей книжкой». Говорилось, что «варварский» обычай устраивать ёлки, был занесён в нашу страну немецкой буржуазией.

— Но однажды, 28 декабря 1935 года, в главной советской газете «Правда» была опубликована статья «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!», которую написал один из известных государственных деятелей Павел Петрович Постышев, — комментирует Екатерина Лоскутова. — В ней автор задался вопросом: почему школы, детские дома, ясли, дворцы пионеров лишают советских детей удовольствия праздновать Новый год? Дети рабочих были лишены этого и в царское время, им приходилось только, стоя у окон, завидовать веселящимся у наряженных ёлок отпрыскам богатеев. И теперь, в советское время, ребят снова оставили без этого прекрасного развлечения какие-то «левые» загибщики», усмотрев в новогоднем празднике буржуазную затею. По мнению Постышева, повсюду должна быть детская ёлка. Советские дети достойны весёлой встречи Нового года.  

Таким образом, в декабре 1935 года празднование Нового года было официально разрешено. C этого времени стали производиться и появляться на прилавках и в домах горожан елочные игрушки: сначала очень простые — из ваты, ткани, картона, бумаги, затем все более яркие и нарядные, напоминающие дореволюционные.

Без Деда Мороза не обходилась ни одна новогодняя ёлка

Статья подготовлена по материалам научных исследований старшего научного сотрудника Волжского историко-краеведческого музея Екатерины Лоскутовой.

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru